• Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
  • Беларусь
1 из 12
экономика

Белорусская экономика практически не претерпела существенных изменений в постсоветский период. Она на 80% контролируется государством, во многом зависит от российских поставок сырья, прежде всего газа, который стал важным рычагом политического влияния.

В государственной собственности продолжает оставаться большая часть промышленных предприятий и сельскохозяйственных угодий. Были и прецеденты приватизации, однако доля частного сектора в экономике очень незначительна, это предприятия малого и среднего бизнеса. Цены на социально значимые товары регулируются государством. Современная Беларусь — одна из последних европейских стран с государственной и монопольной экономикой. Прорыву на западные рынки мешает не только внутриполитическая ситуация, но и устаревший советский менталитет большинства участников экономического процесса.

Сегодня, как и в советское время, сельскохозяйственное производство базируется на коллективной собственности. Во множестве сохранились колхозы, где занимаются животноводством (разведением свиней), выращиванием корнеплодов (картофель, свекла), зерновых (пшеницы) и технических культур (льна, который считается национальным цветком страны).

Значимую роль в экономике играет деревообрабатывающая промышленность и лесозаготовка. В прошлом стабильность белорусской экономики обеспечивали предприятия тяжелой промышленности и машиностроения (производство тракторов), БССР входила в число наиболее промышленно развитых советских республик. Однако с распадом СССР и исчезновением поддержки со стороны РСФСР белорусское промышленное производство пришло в упадок. Период хаоса и разрухи в первые годы после распада СССР сменился чуть большей стабильностью, когда предприятия традиционной промышленности сплотились, и удалось достичь небольшого, но постоянного роста производства. Однако последние институциональные реформы белорусской экономики были проведены в 1995 году (они получили название «маркетингового социализма»). Осторожная и ограниченная либерализация быстро сменилась государственным контролем над ценами и обменом валют. После реформирования законодательства была расширена государственная юрисдикция в области управления предприятиями — фактически, государство получило возможность напрямую вмешиваться в работу частного бизнеса. Такое положение дел было закреплено выпуском огромного количества документов, в результате чего под государственным контролем оказался не только бизнес, но и негосударственные благотворительные организации. Нередко в законодательство внезапно вносятся изменения с рядом ретроспективных требований, вынуждающих предпринимателей проходить через длительные и мучительные процедуры инспекций и мониторинга. Государство вправе «нанимать и увольнять» руководящий состав компаний. Такая политика регулирования, вкупе со статусом Беларуси как недемократического государства отпугивает потенциальных инвесторов из-за рубежа. Одним из немногих плюсов экономики являются выгодные договоренности с Россией о покупке нефти и природного газа по сниженным ценам и с большими скидками, после чего эти ресурсы можно реализовать со значительной прибылью.

В современной экономике глобальным корпорациям отведена более важная роль, чем государствам. Международные правительства и финансовые организации придают большое значение политическому курсу страны, которая претендует на получение финансовой помощи. Большинство значимых транснациональных игроков, особенно Европейский союз, Всемирный банк и Международный валютный фонд практически не предоставляют помощи Беларуси, что напрямую связано с внутриполитической ситуацией в стране. Жертвами экономических санкций становятся не только простые белорусы, но и руководство страны. В мае 2006 года решением Европейского союза были заморожены личные банковские счета Александра Лукашенко и ряда правительственных чиновников Беларуси. Им был запрещен въезд на территорию государств — членов Евросоюза и отказано в получении визы для посещения этих государств. Так Европейский союз отреагировал на результаты выборов в марте 2006 года, объявив их нелегитимными.