Королевский музей изящных искусств
5 106

Место
Скрыть картуПоказать на карте
достопримечательность
Осмотр Королевского музея изящных искусств

В двух галереях Королевского музея изящных искусств (Musées royaux des Beaux-Arts de Belgique) широко представлены произведения как бельгийских, так и иностранных художников, созданные в течение последних шести столетий. Имеются картины практически всех направлений — от одиозных полотен фламандских примитивистов эпохи средневековья до графики конца XX века. Здания отлично спланированы. Всё организовано так, что все желающие могут осмотреть все коллекции, или быстро найти произведения определённого периода. Ориентироваться в обоих музеях довольно просто благодаря проложенным цветным маршрутам, цвета которых соответствуют искусству той или иной эпохи.

Синий маршрут

«Синий маршрут» знакомит посетителей с работами мастеров XV-XVI веков. В первых залах выставлены произведения фламандских художников-примитивистов. По сложившейся традиции, на всех картинах изображены исключительно библейские сцены и сюжеты из жития святых.

Обращает на себя внимание «Благовещение» работы Флемальского мастера, где Деве Марии, сидящей у камина в обычной фламандской гостиной, является архангел Гавриил. Здесь же выставлены некоторые картины самого знаменитейшего из фламандских примитивистов XV века Рогира Ван дер Вейдена, например, «Снятие с креста». Есть даже полотно «Мучения Св. Себастьяна» Ханса Мемлинга, большая часть работ которого находится в его родном городе — Брюгге.

Жемчужиной коллекции считаются картины отца и сына Брейгелей, которые известны изображением сцен крестьянской жизни. Лучшие их полотна — «Охотники на снегу» Питера Брейгеля Старшего и «Сельская свадьба» Питера Брейгеля Младшего.

В залах «синего маршрута» выставлены прекрасные гобелены, а также картины, скульптуры и другие предметы искусства коллекции Дельпорт.

Коричневый маршрут

Этот маршрут проходит через залы, посвящённые искусству XVI-XVIII веков. Полотна того периода отличались поистине огромными размерами, поэтому залы здесь более широкие и высокие. Посетители познакомятся с лучшими образцами живописи, так как даже в коридорах этой части музея встречаются великолепные образцы фламандского стиля и барокко.

Во главе экспозиции находится собрание картин Питера Пауля Рубенса, позволяющее наиболее тесно познакомиться с творчеством этого фламандского художника. Кроме известных религиозных произведений, здесь есть и прекрасные портреты, выполненные мастером, — например, «Портрет Елены Фурмент». Большой интерес представляют его наброски и этюды, которые были сделаны во время подготовки к написанию крупных полотен (например, нарисованные перед появлением картины «Поклонение волхвов» «Четыре головы негра»). В этой же части музея можно увидеть и картины других мастеров того времени — Ван Дейка («Портрет леди из Генуи с дочерью»), Франца Халса («Трое детей с тележкой»), а также работы представителя поздней фламандской школы Якоба Йорданса («Пан и Сиринга» и «Сатир в гостях у крестьянина»).

Кроме картин, здесь выставлены копии масштабных скульптур лучшего скульптора XVIII века Лорана Дельво, например, «Геркулес и эрифманский вепрь» — уменьшенная модель композиции, служащей украшением парадной лестницы Дворца Карла Лотарингского.

Помимо фламандской, имеются и работы французской, испанской и итальянской школ того периода. Довольно интересна картина с изображением сцены из поэмы «Эней, преследующий оленя на ливийском берегу» работы Клода Лоррена.

Желтый маршрут

Желтый маршрут в музее представляет искусство XIX века. Выставленные здесь полотна являются наглядной демонстрацией истоков современных полотен, к которым они близки и по времени создания, и по стилю, и по размещению в музее.

В этом зале представлены произведения в стиле романтизма, неоклассицизма, символизма и реализма как бельгийских, так и иностранных художников. Среди полотен иностранных авторов — «Закат в Этрете» Моне (1885 г.), «Два школьника» Эдуарда Вюйяра (1891 г.), «Обнаженная против света» Пьера Боннара (1907 г.). Но основная масса работ представлена полотнами бельгийских художников.

Из произведений Джеймса Энсора (1860-1949 гг.) стоит отметить «жуткие» полотна «Два скелета, дерущиеся за селедку» (1891 г.) и «Странные маски» (1883 г.), хотя большая часть его работ находится в его родном городе Остенде. Из работ художника-реалиста Константена Менье (1831-1905 гг.) здесь много скульптур, таких как «Рудничный газ» (1888).

Из произведений малоизвестных бельгийских художников представлены «Апельсиновый базар в Блиде» (1898 г.) Анри Эвенполя (1871-1899 гг.) в ярком восточном стиле, полотна Энсора с мрачными сценами, картины Эмиля Клауса в стиле импрессионизма. Из работ Ван Мойера стоит отметить брюссельский пейзаж (1868 г.) с рекой Сенной (сегодня ее уже спрятали под землю для улучшения экологической ситуации). Среди выставленных работ есть утонченный импрессионизм, мрачный промышленный реализм, страстный романтизм, что дает возможность окунуться в эпоху со всеми ее оттенками.

Оранжевый маршрут

В подвале Музея старых мастеров представлены произведения бельгийских скульпторов XVIII-XIX веков. Это работы — из мрамора, бронзы и камня. В зале представлены наглядные описания разных методов, использовавшихся скульпторами в прошлых веках: резьба по камню, отливка и полировка. Пройти в скульптурный зал можно и со стороны входа в музей.

Зеленый маршрут

Зеленый маршрут представляет большое количество работ современных мастеров, знаменитых бельгийских и иностранных художников XX века. В этом отделе произведения не распределены по стилям или периодам, нет определенного маршрута.

Здесь представлены работы известных иностранных художников (среди них есть Шагал, Матисс, Пауль Клее) и бельгийских художников, таких как работа Рика Ваутерса (1882-1916 гг.) «Флейтист» (1914 г.). Наиболее популярны полотна бельгийских сюрреалистов. Среди них стоит отметить «Владение Арнхейма» (1962 г.) Рене Магритта (1898-1967 гг.) и «Пигмалион» (1939 г.), «Вечерний поезд» (1957 г.) Поля Дельво.

Большая часть произведений бельгийских художников XX века отличается мрачностью и суровостью, но представители Школы молодых живописцев послевоенной Бельгии вернули произведениям яркость красок. Например, картина Марка Мендельсона «Токката и фуга» (1950 г.).

В этом отделе музея примечательны такие произведения скульпторов, как работы Генри Мура «Женщина на ступенях» (1957-1958 гг.) и Осипа Задкина «Диана» (1937 г.).