• Бутан
  • Бутан
  • Бутан
  • Бутан
  • Бутан
  • Бутан
1 из 6
история

Долгие столетия Бутан оставался закрытой страной, настоящей загадкой для окружающего мира. Только в хрониках соседних государств можно было найти упоминания об этих землях. Так, в тибетских письменных источниках XVIII в. эти территории называют «скрытой священной страной», «южной долиной целебных трав», «лотосовым садом богов». 

Мало известно о древней истории страны, однако сохранились некоторые сведения о проникновении буддизма на эти земли. Предположительно, первые последователи этой религии появились здесь уже во II в. н.э. В 747 г. Бутан посетил прославленный духовный учитель Падмасамбхва (он же гуру Римпоче), с именем которого связано распространение буддизма по всей территории страны.

Царь Тибета Ландарма, пришедший к власти в 836 г., начал жестокие преследования буддистов, вследствие чего многие последователи этой религии бежали из страны, и нашли приют в соседнем Бутане. Две основных школы бутанского буддизма Друкпа Кагью и Ньингма берут начало от учения тибетских лам.

Наиболее знаковое событие в бутанской политической истории — объединение разрозненных земель страны под единой властью. Это произошло в 1616 г., правителем объединенных земель стал тибетский монах и художник Нгаванг Намгьял, известный как Шабдрунг (что значит «тот, пред которым простирается каждый»).

В 1644 и 1647 гг. войскам Бутана во главе с Шабдрунгом удалось отразить нападение войск ойратского князя Гуши-хана. В дальнейшем усилия правителя объединенных земель были направлены на прекращение войн между феодалами и реформирование системы управления государством. За 35 лет пребывания Шабдрунга у власти были заложены принципы разделения светской и духовной власти, которые действуют и по сей день. Школа буддизма Друкпа Кагью стала главенствующей. В этот период по всей стране началось строительство укрепленных монастырей — дзонгов, многие из них сохранились до наших дней.

В соответствии с двойной системой власти, введенной Шабдрунгом, страной управляли одновременно духовный лидер (Дже Кхемпо) и светский король (Друк Деси). Со временем роль монархов в управлении страной возросла, а Дже Кхемпо из второго лидера государства превратился во влиятельного советника короля.

Шабдрунг скончался в 1651 г. После его смерти начался период смут и внутренних конфликтов, затянувшийся на два столетия. Только в 1907 г. королю Угьен Вангчуку, основателю новой династии (ныне правящей) удалось вновь взять под контроль все земли Бутана. В дальнейшем власть в стране передавалась по наследству.

В 1910 г. новый монарх заключил договор с Великобританией, в соответствии с которым британские власти получили право контролировать внешнеполитические отношения Бутана, но обязались не вмешиваться во внутренние дела страны. Начался тридцатилетний период полной изоляции Бутана от мира. В 1949 г., когда получила независимость Индия, Бутан стал независимым государством, однако ему пришлось отстаивать на международной арене свое право на суверенитет (мировое сообщество ошибочно считало эту территорию одним из индийских доминионов).

В 1950 г. начались волнения в Тибете, китайские войска заняли эту территорию. Возникла опасность захвата части бутанских земель, чтобы противостоять внешней угрозе, был заключен договор с Индией, в соответствии с которым последняя должна была защитить северные границы Бутана. После введения в страну индийских войск для защиты пограничных территорий, для Бутана фактически закончился период затяжной внешнеполитической изоляции. Индийские войска гарантируют безопасность страны и по сей день.

В 1952 г., с приходом к власти короля Джигме Дорджи Вангчука была начата политика постепенной модернизации, реформы продолжились и при преемнике Джигме Дорджи. В 1971 г. Бутан был принят в ООН. С 1974 г. в страну начали допускать иностранцев (малыми группами). С 1950-х гг. происходит постепенный переход к конституционной форме правлении и ограничение королевской власти. Тем не менее, Бутан продолжает оставаться весьма традиционной страной, реформирование осуществляется неспешно и постепенно.