Храм Луксора
2 934

Место
Скрыть картуПоказать на карте
  • Храм Луксора
  • Храм Луксора
1 из 2
достопримечательность

Некогда величественное место поклонения на берегу Нила обнажает весь масштаб культа власти, являвшегося оплотом живого божества фараонов и царей, сменявших друг друга. Храм, посвященный фиванской триаде богов (Амону, Хонсу и Муту) во времена Нового царства, впоследствии несколько раз подвергался реконструкциям, так что теперь он представляет живую демонстрацию архитектурной революции.

Изначально строительство инициировал правящий в 1387-1349 гг. до н.э. фараон Аменхотеп III (XVIII династия), однако многие пристройки, появившиеся в период 1279-1213 гг. до н.э., приписывают Рамсесу II (XIX династия). Отпечаток в истории храма оставил Александр Македонский, о чем свидетельствует гранитная колонна в задней части храмового комплекса.

К III в. н.э., во время расположения римского лагеря на территории святилища, Луксор постепенно приходит в упадок. Неизбежное влияние времени и природных факторов изменили бывшее место всеобщего паломничества до неузнаваемости. Только в 1881 г., во время раскопок, проводимых археологом Гастоном Масперо, храм заявил о себе, как о знаменитости, требующей былой славы.

К сожалению, некоторые деревенские дома, выросшие вокруг за несколько столетий, потребовалось снести. От деревушки осталась лишь мечеть Абу эль-Хаггага (Abu al-Haggag Mosque), которую построили арабы в XIII в.

Путешествие во времена фараонов начинается с аллеи Сфинксов, некогда пролегавшей от Луксора до Карнака и составлявшей почти 2 км.

Вход в храмовый комплекс открывает гигантский пилон, украшенный сценами сражений с хеттами при Кадете. Две застывшие статуи из розового гранита, изображающие сидящего «правителя земель» Рамсеса II, поставлены по обеим сторонам входа. На переднем плане, со стороны задней части двора красовались два 25-метровых обелиска. К настоящему времени остался один, а другой вывезли в Париж и установили на площади Согласия, что являлось даром египетского правителя Мухаммеда Али французскому народу.

Первый пилон скрывает вход во двор Рамсеса II, а с восточной стороны расположена мечеть Абу эль-Хаггага. По уровню отложений относительно каменного пола можно представить, сколько времени прошло со времени постройки храма.

В западной части двора установлена древняя молельня Фиванской троицы, сохранившая ладьи богов. Двор окружают два ряда колонн в виде бутонов папируса и колоссы Рамсеса между ними.

С ними могут соперничать лишь превосходящие по размеру статуи Рамсеса из черного гранита, охраняющие вход в самую древнюю часть храма. Ее открывает величественная колоннада Аменхотепа III, состоящая из 14 колонн. Стены украшены изображениями ежегодного торжества Опет, во время которого образы Амона, Хонсу и Мут переносили из Луксора в Карнак. В 1989 г. при раскопках в этой части храма было обнаружено 22 статуи периода Нового Царства, которые служили укреплению культа обожествленного римского императора. Их можно осмотреть в музее Луксора.

Незаметно эта часть храма переходит в гипостильный зал с южной стороны двора, центральным элементом которого служат 32 колонны, выставленные в 4 ряда. Позднее колонны были удалены из-за размещения римских легионеров, превративших это помещение в часовню. Изображения на стенах с картинами из жизни фараона были заменены христианскими росписями.

Портик, следующий за залом с колоннами, был предназначен для принесения даров и жертв. Он открывает священный зал божественной Ладьи. Впоследствии святилище было преобразовано Александром в храм бога плодородия Амона. Изображения на стенах представляют самого Александра Великого, облаченного в одежду фараона, который возносит жертвы во время коронации.

Следующим залом была Комната Рождения, который изначально имел четыре колонны, стоящие одна за другой. Это помещение было посвящено божественному браку Амона с королевой, матерью Аменхотепа III. На стенах — изображения божественного зачатия и рождения Аменхотепа, его представление богам и воспитание, что должно было служить подтверждением его внеземного происхождения.

Святилище Ладьи скрывает еще один зал, в котором располагались комнаты Аменхотепа III. Фактически это было священное место всего храмового комплекса, поскольку в нем располагались огромные статуи сидящего Амона на литых престолах.