• Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
  • Франция
1 из 29
инфраструктура
Личная безопасность и здоровье Франция — вполне спокойное место для приезжающих, если соблюдать элементарные меры безопасности.

Не стоит оставлять вещи без присмотра и в ночное время бродить по незнакомым или малознакомым районам. Если Вы почувствуете себя плохо во время поездки, то обратитесь в ближайшую аптеку — там Вам обязательно окажут помощь. В крайнем случае, совет и помощь можно получить в любом представительстве Вашей страны.

Личная безопасность

Если соблюдать обычные меры предосторожности, то любые преступления, в том числе и связанные с применением насилия, не омрачат Вашего пребывания во Франции. Стоит лишь помнить и выполнять несколько простых правил. Прогулки по незнакомым Вам районам всегда связаны с риском. Если Вы попали в аварию или оказались втянутыми в конфликт, стремитесь избегать ссоры и силового воздействия. В ситуациях, которые могут быть чреваты осложнениями, старайтесь вести себя спокойно и, по возможности, говорить по-французски. Это поможет разобраться в ситуации и разрядить обстановку.

На природе 

Многие районы Франции довольно пожароопасные, а из-за сильного ветра огонь очень быстро распространяется. Если где-то начался пожар, то постарайтесь держаться подальше от этого района, так как направление огня в любой момент может измениться. Покидая место стоянки, не оставляйте непотушенный костёр или тлеющие окурки. Если же Вы отправляетесь на прогулку в горы или в море, не забудьте сообщить об этом соответствующим службам.

Медицинское обслуживание

Официально, все граждане европейских стран могут воспользоваться услугами системы социального страхования Франции. Но медицинское обслуживание во Франции платное, а стоимость услуг напрямую зависит от типа лечебного учреждения. Перед тем, как отправиться в поездку, постарайтесь заключить страховой договор от несчастных случаев в дороге. Граждане стран, не являющихся членами Евросоюза, обязательно должны до прибытия во Францию оформить медицинскую страховку. В случае крайней необходимости, можно воспользоваться услугами «скорой помощи» (Service d'Aide Medicale Urgence), но в большинстве случаев удобнее будет вызвать пожарных (Sapeurs Pompiers), которые также способны оказать первую медицинскую помощь. Это особенно актуально для сельских мест, где местная команда пожарных находится намного ближе, чем городская скорая помощь. Но при этом отделения «скорой помощи» при больницах окажут Вам более квалифицированную медицинскую помощь. И обязательно обратитесь в консульство России — там Вам помогут найти говорящего по-русски врача.

Аптеки

В любой аптеке Франции Вам вполне могут оказать медицинскую помощь, в случае лёгкого недомогания, и предложить необходимые лечебные препараты. Аптеки нетрудно найти по зеленому кресту, изображенному на вывеске. Кроме того, в витрине каждой аптеки имеется табличка с указанием ближайшей аптеки, работающей в ночное время.

Банки и местная валюта

Французские законы позволяют ввозить в страну и вывозить за её пределы наличность и чеки на сумму не более 7500 Евро, а более крупные суммы обязательно должны быть внесены в таможенную декларацию. Поэтому удобнее всего иметь при себе денежные средства в виде дорожных чеков (Traveller's cheques) или пользоваться (что гораздо удобнее) кредитными карточками. Если понадобится обменять валюту, то пункты по обмену (Bureauxde change) имеются на вокзалах, в аэропортах, в крупных гостиницах и супермаркетах, но надёжнее, всё-таки, менять деньги в банках, так как их курс выгоднее.

Банки

Пункты по обмену валют есть практически во всех банках, но курс обмена у каждого банка свой. Широко распространены во Франции и банкоматы (ATM), обычно находящиеся прямо на улицах городов или в помещениях банков. Они работают круглосуточно, обслуживая, в основном, кредитные карты Mastercard, Carte bleue и Visa. Многие принимают ещё и дебитные карты Cirrus, Maestro и Switch, что позволяет получать деньги в местной валюте прямо с Вашего счёта. Иногда случается и так, что к концу недели в банкомате заканчиваются деньги. При отсутствии банкомата можно получить деньги по карточке Visa в любом банке, где в окошке имеется соответствующий логотип, но так Вы сможете снимать со счёта не более 300 Евро в день. К тому же банк, прежде, чем выплатить деньги, может отправить запрос, чтобы убедиться в Вашей платежеспособности.

Часы работы банков 

Банки в северных провинциях Франции обычно работают с понедельника по пятницу. Их рабочий день начинается с 9 утра и заканчивается в половине пятого, иногда — в начале шестого вечера. Некоторые банки бывают открыты только до 12 часов, а в предпраздничные дни к полудню закрываются почти все банки. В южной части страны банки работают, в основном, со вторника до субботы. Их рабочий день длится с 8 утра до половины пятого, с перерывом на обед с 12.00 до 13.30. В пятницу большинство из них закрываются в 12 часов, чтобы открыться только в следующий вторник.

Обменные пункты

Пунктов обмена валюты за пределами Парижа не так много — они встречаются только в местах, популярных у туристов, и на важнейших станциях железной дороги. Курсы обмена в частных обменных пунктах могут сильно отличаться друг от друга, поэтому лучше сначала поинтересуйтесь, сколько берут за обслуживание и комиссию.

Покупки

Совершать покупки во французских магазинах — сплошное удовольствие. Где бы Вы ни оказались — в супермаркете или универмаге, в небольшом магазинчике или на рынке — свойственный только французам стиль подачи и качество товара не оставят Вас равнодушными, ведь Франция, известная своими винами и продуктами питания, производит ещё и превосходную модную одежду, керамику, хрусталь, фарфор. 

Часы работы

Большинство продуктовых магазинов Франции открываются часов в 7-8 утра и работают до семи вечера, закрываясь в полдень на обеденный перерыв. Сам перерыв длится два часа в северных провинциях и три-четыре — в южных. Булочные и кондитерские часто бывают открыты до самой ночи, продолжая снабжать припозднившихся покупателей едой на вынос и хлебом.

Магазины промтоваров работают по несколько иному распорядку: с 9 до 18 в будние дни, и в субботу — с небольшим перерывом на обед. В понедельник многие из них до обеда остаются закрытыми. Почти все гипермаркеты и некоторые универмаги и супермаркеты работают без обеденного перерыва. У небольших магазинов может быть один выходной в неделю, и чаще всего — это понедельник.

В воскресенье с утра во Франции работают только газетные киоски и продуктовые магазины, но после обеда и они закрываются за редким исключением. Только магазины, расположенные в самых посещаемых туристами местах, в пик сезона работают всю неделю без выходных.

Большие магазины

Гипермаркеты имеются в каждом более-менее крупном городе. В большинстве случаев, они находятся на окраинах города: ищите на плане символ торгового центра (centre commercial). Крупнейшие из них: «Ашан Леклер», «Казино», «Контенан» и «Карфур». А универмаги (grands magasins), такие, как недорогие и приветливые «Призюник» и «Монопри», наоборот, чаще расположены в центре города.

Элитные магазины с дорогими товарами, такие, как «Галлери Лафайетт» и «Прантон», могут располагаться как в центре города, так и на его окраинах.

Специализированные магазины

Одно из достоинств шопинга во Франции заключается в том, что, кроме большого количества супермаркетов, повсеместно процветают ещё и маленькие магазинчики, продающие различные продукты питания. В булочных (boulangerie), например, можно купить не только хлеб, но и всевозможные кондитерские изделия: пирожные, торты и выпечку. А харчевни (traiteur) торгуют готовой к употреблению едой. Есть здесь и магазинчики, торгующие сыром (fromagerie) или молочными продуктами (laiterie), которые часто объединяются. Мясные лавки (boucherie) и магазины, специализирующиеся на гастрономических изделиях и деликатесах из свинины (charcuterie), напротив, чаще конкурируют друг с другом. Если Вам нужны бакалейные товары, зайдите в episerie или alimentation, но нужно помнить, что episeriefine — это магазин, где торгуют деликатесами.

Рынки

Узнать, где находится ближайший рынок, довольно легко — достаточно спросить у любого прохожего про «лемарше». И стоит поторопиться, так как практически все рынки сразу после обеда закрываются.

Если хотите сэкономить, то ищите местных производителей, торгующих продуктами всего одного-двух видов — их товар обычно более дешёвый и более качественный. Французское законодательство требует, чтобы на этикетке обязательно был указан район, где произведена продукция. Так, на ценниках местных производителей должна быть надпись «pays» (местный, деревенский), а на упаковке из Бреса должно стоять красно-бело-синее клеймо, удостоверяющее подлинность продукции, с фамилией производителя. Если Вам приходится ходить на рынок продолжительное время (месяц и больше), то чаще берите сезонные продукты, такие, как свежие артишоки, каштаны.

Время от времени в различных районах Франции проводятся широкомасштабные сезонные ярмарки, где торгуют трюфелями, ветчиной, чесноком, гусиной печенкой и даже домашним скотом. Параллельно с ними действуют рынки, на которых можно приобрести продукцию местных народных умельцев и ремесленников. Кроме продуктов местного производства, на рынках можно купить обувь, одежду, специи и даже некоторые экзотические товары.

Транспорт Во Франции имеется одна из самых современных систем транспортного сообщения. Прекрасно развит как воздушный транспорт, так и железные дороги и сеть автомагистралей.

Париж и прочие крупные города принимают авиарейсы из Европы, Азии, Северной и Южной Америки, и Африки. Кроме того, Париж является важным узлом сети европейских скоростных железных дорог и оттуда постоянно ходят высокоскоростные трансъевропейские экспрессы. По всей стране действует хорошо развитая сеть железных дорог, в разных направлениях Францию пересекают автомагистрали.

Воздушное сообщение

Аэропорты Франции принимают самолеты практически всех известных авиакомпаний. Более того, во многие города Франции даже удобнее летать через расположенные рядом с её границами аэропорты Базеля, Люксембурга и Женевы. Аэропорт Руасси-Шарль де Голль, расположенный к северу от Парижа, принимает самолеты всех международных рейсов. Рейсы внутри страны осуществляет компания «AirInter Evrope» и некоторые другие. Самолеты «Аэрофлота» также совершают рейсы от Москвы до Парижа ежедневно из аэропорта Шереметево-2. В летний период дважды в неделю отправляются дополнительные рейсы в Ниццу. Кроме того, из аэропорта Шереметево-2 совершают ежедневные рейсы в Париж самолеты компании «Эйр Франс».

Самолетом во Франции

Главный поставщик авиауслуг внутри страны — компания «Эйр Интер-юроп». Кроме неё и известной уже авиакомпании «Эйр Франс», авиаперевозки на внутренних линиях осуществляют компании «Эйр Литторал» и «ТАТ» («Воздушный транспорт Турени»), имеется ещё и несколько небольших местных компаний.

Пожилым людям и пассажирам, часто использующим этот вид транспорта, предусмотрены различные скидки, остальным будет удобнее и дешевле добраться в некоторые города на скоростном железнодорожном экспрессе.

Паромное сообщение через Ла-Манш

Кроме поездов, осуществляющих доставку пассажиров и грузов через Евротуннель под Ла-Маншем, в проливе работает несколько паромных переправ между портами Англии и Франции. На линиях курсируют как простые пароходы, так и паромы-катамараны. Сообщение между Дувром и Кале поддерживают паромы пароходной компании «Р&О Stenaline», преодолевающие этот путь за 1,5 часа. Маршруты Портсмут-Гавр и Портсмут-Шербур обслуживают суда компании «Р&О Portsmouth», производящие доставку за 5 часов. Компания «Кондор» использует для доставки специалистов (которые работают на Нормандских островах) скоростной паром, покрывающий расстояние от Пуля до Сен-Мало за 4,5 часа. Желающих пересечь Ла-Манш «Паромы Бретани» доставят из Портсмута в Сен-Мало за 9 часов, а из Портсмута в Канны и из Плимута в Роскоф — за 6 часов. Из Пуля в Шербур совершает рейсы и обычный паром-пароход, путь на котором занимает 4,5 часа, и «Скорый паром», преодолевающий это расстояние за 2,5 часа. Суда компании «Паромы Бретани» осуществляют сообщение и с портом Сантандер в Испании и Биарриц недалеко от французской границы. Кроме того, они же обслуживают и линию портами Корк в Ирландии и Роскоф во Франции. «Норфолк лайн» предоставляет грузовой паром, который курсирует между Дувром и Дюнкерком и перевозит автомобили — этот рейс длится около 2,5 часов. Из Халла (Гулль) можно судами компании «Паромы Р&О Norts lea Ferries» добраться до порта Зебрюгге в Бельгии, а оттуда по прекрасным европейским дорогам рукой подать до Франции.

По маршруту Дувр-Кале совершает рейсы скоростное судно «Супер Сикэт» компании «Hoverspeed», затрачивая на весь путь 40 минут, а от Ньюхэвена до Дьеппа ходит судно-катамаран (2 часа). От судов на воздушной подушке типа «хуверкрафт» компания «Hoverspeed» отказалась. Из Ньюхэвена в Дьепп также ходит паром Transmanche компании «Корсика-феррис», преодолевая этот путь за 3 часа 45 минут.

Туннель под Ла-Маншем

Под проливом Ла-Манш проходит железнодорожный туннель длиной 52 километра, сооруженный там, где ширина пролива сужается до 39 км. Его английский выход находится недалеко от города Фолькстоун в графстве Кент, а на французской территории тоннель выходит на поверхность в 3 км от Кале, в местечке под названием Сангат. Оба терминала также имеют выход к автомагистралям: А16 — во Франции, и М20 — в Англии.

По железнодорожным путям, проложенным в туннеле, ходят как высокоскоростные пассажирские экспрессы (например, «Евростар»), так и специальные товарные составы (типа «Евротуннель»), предназначенные для перевозки автомобилей прямо с сидящими внутри пассажирами. Поезда второго типа работают в режиме челноков, совершая постоянные рейсы между Кале и Фолкстоуном, затрачивая на этот путь всего 35 минут. Они движутся с интервалом от 15 до 60 минут, в зависимости от количества пассажиров.

Пассажиры без автомобиля имеют возможность сесть на скоростной экспресс «Евростар» в Эшфорде или Лондоне и довольно быстро добраться до Кале-Фретюне, Лилля или Парижа. На территории Франции скорость движения экспресса достигает 300 км/час. На путь от Лондона до Парижа поезд тратит 3 часа, до Лилля — всего 2 часа. Поезда из Лондона в Париж отправляются каждый час, а раз в неделю (в школьные каникулы — ежедневно) «Евростар» совершает рейсы в Парижский Диснейленд. В зимний период дважды в неделю поезда ходят на лыжные курорты, расположенные во Французских Альпах. Билеты на такие поездки лучше заказать заранее, так как в этом случае можно получить значительные скидки.

Другие переправы

На Корсику из Ниццы, Тулона и Марселя постоянно ходят паромы, которые занимаются перевозкой пассажиров и автотранспорта. Паромы принадлежат компаниям Corsica Ferries, CTN и SNCM Ferryterranee.

Путешествие поездом

Франция имеет крупнейшую в Европе сеть железных дорог, находящихся под управлением Национальной компании железных дорог (Société Nationale des Chemins de Fer). Именно она владеет магистральными и высокоскоростными трансъевропейскими (TGV) экспрессами, ночными «спальными» поездами и специальными составами для транспортировки автомобилей. Большинство региональных железных дорог во всех уголках страны также принадлежат этой компании.

Прибытие во Францию

Прибыв с Британских островов на экспрессе «Евростар», пассажиры имеют возможность продолжить скоростное путешествие уже по железнодорожным магистралям Франции. Например, в Лилле, который находится всего в паре часов езды от Лондона, можно пересесть на трансъевропейский экспресс TGV, проходящий через Париж, и направиться дальше — на юго-восток до долины Роны, Средиземного моря или Лиона, либо на юго-запад в долину Луары и в Бретань. Из Лондона «Евростар» отправляется с вокзала Ватерлоо, чтобы через три часа прибыть на Северный вокзал в Париже. Кроме «Евростара», на Северный вокзал прибывают направляющиеся в Амстердам, Брюссель и Колонь высокоскоростные экспрессы типа «Талис».

Отсюда пути разбегаются по всей Франции, и с шести вокзалов Парижа есть возможность попасть в 6 тысяч пунктов назначения. Бретань и запад Франции обслуживает вокзал Монпарнас, юго-восток — вокзал Аустерлиц, восток страны — Восточный вокзал. С Лионского вокзала на поездах TGV можно попасть в Бургундию и Дижон, Рону и Лион, А также на средиземноморское побережье и Марсель, причём путь из Парижа в Марсель экспресс TGV преодолевает всего за 3 часа.

По Франции на поезде

Путешествовать поездом по Франции легко и приятно, так как французские железные дороги славятся на весь мир своей пунктуальностью, и в развитие этого вида транспорта государство постоянно вкладывает довольно большие средства. Главной гордостью Национальной компании железных дорог являются трансъевропейские экспрессы TGV, буквально, летящие по современным скоростным магистралям. На этих поездах от Лилля до Лиона или от Парижа до Марселя можно добраться всего за 3 часа. Так как скорость их движения достигает 300 км/час, во многих городах станции TGV находятся не на железнодорожных вокзалах, а довольно далеко от центра города. Кроме этих экспрессов, по основным железнодорожным магистралям страны ходит большое количество скорых поездов, обеспечивающих сообщение между средними и крупными городами Франции. В провинции, на железных дорогах, которые соединяют небольшие города и деревни, пока ещё можно увидеть даже обычные поезда. Некоторые железнодорожные маршруты (например, в горных районах) проходят по весьма живописным местам.

Национальная компания железных дорог Франции является ещё и самым крупным в стране поставщиком услуг пассажирского автотранспорта. Например, именно в ее распоряжении находятся маршруты автобусов в тех местах, где железнодорожное сообщение просто нерентабельно. В крупнейших городах Франции также прекрасно развита система городских железных дорог, как наземных, так и метро. В Парижском регионе основным средством передвижения по железной дороге являются поезда RER, осуществляющие пригородное сообщение. Как во Франции, так и за её пределами одновременно с приобретением железнодорожного билета можно также заказать транспортные услуги с размещением в гостинице или отеле в пункте назначения. Эти услуги так и называются: «поезд + гостиница», «поезд + машина» и «поезд + велосипед». Есть ещё одна удобная услуга — «ночь в поезде, день в гостинице», дающая возможность пассажирам «спальных» поездов получить за полцены место в гостинице и проживать там в течение целого дня.

В «спальных» поездах, имеющих купейные вагоны со спальными местами первого и второго классов, хорошо путешествовать на большие расстояния. Для автотуристов во Франции существуют специальные поезда TAC (Train-Auto-Couchette) или ТАА (Train-Avto-Accompagné), в которых они могут путешествовать по ночам вместе со своими машинами. Но такой транспорт ходит только с мая по сентябрь, совершая рейсы из Кале до Авиньона, Дордони, Нарбона, Ниццы или Тулузы. Удобство путешествия в таком поезде состоит ещё и в том, что его пассажиры имеют возможность осуществить переправу через Ла-Манш с большой скидкой. Еще один способ автотуристу облегчить себе поездку — это отправить свою машину из Парижа одним поездом, а самому ехать другим.

Вагоны-рестораны или бары есть не во всех поездах, и не во всех в поездах дальнего следования. В экспрессах TGV, правда, есть бары с закусками, а в первом классе даже можно основательно покушать, но столик нужно заказывать заранее. Узнать о наличии таких услуг можно в агентствах «Рейл-Юроп» в Нью-Йорке или Лондоне. Во Франции на вокзалах Вам предложат буклеты справочных служб.

Плата и пропуска

На пассажирские перевозки во Франции существуют твёрдые тарифы, но при этом предоставляется множество различных льгот. Это всевозможные скидки и льготные билеты для некоторых категорий пассажиров. Например, значительные скидки предоставляются людям старше 60 лет (до 50%), молодым людям (от 12 до 26 лет), или если туристы путешествуют вчетвером с ребенком до 12 лет. Также можно получить скидку при заказе билета более, чем за 30 дней. Некоторые скидки и льготные билеты действуют только определенный период времени. Эти периоды в продающемся на всех вокзалах железнодорожном расписании отмечены голубым цветом.

Высокоскоростные железные дороги (TGV)

Высокоскоростные экспрессы TGV двигаются со скоростью до 300 км в час. Из столицы Франции TGV обслуживают три направления: север страны (экспресс «Север»), атлантическое побережье (экспресс «Атлантика») и юго-восток (экспресс «Юго-восток».

Частные железные дороги

Частных железных дорог во Франции много, но пользуются ими, в основном, туристы. Так, в ведении железнодорожной компании Прованса находится 150-километровый участок между Ниццей и Динь с живописным маршрутом. На Корсике местная железнодорожная компания владеет двумя дорогами: «Кальви — Аяччо» и «Бастия — Кальви».

Заказ билетов во Франции

Билетные автоматы есть на всех крупных железнодорожных станциях и принимают как монеты, так и кредитные карты. Узнать время отправления, стоимость билетов и сделать заказ можно через систему «Минитель», по телефону Национальной компании железных дорог или через Интернет. Если Вам нужно спальное место или Вы хотите куда-то съездить в праздничные дни, то нужно бронировать места заранее, не менее чем за пять минут до отхода поезда. Кроме того, билет и талон брони нужно прокомпостировать до посадки в поезд — иначе Вас могут оштрафовать. Компостеры, окрашенные в желтый цвет, стоят при входе на каждую платформу и в помещениях вокзалов. Компостировать билет и талон брони нужно по отдельности, напечатанной стороной вверх.

Расписание

На железных дорогах Франции расписание поездов меняется дважды в год — в сентябре и в мае. На вокзалах и в киосках продаётся книжечка «Ville-a-Ville», в которой печатается расписание поездов по основным направлениям. Расписания поездов местного значения также продаются в НКЖД.

Такси

Стоянки такси можно найти в центре города, на железнодорожных вокзалах и в аэропортах. В крупном городе такси довольно просто поймать и на улице, а в провинции его нужно заказывать по телефону. Точные цены зависят от региона, но, в общем, тариф варьируется в пределах 2-2,5 Евро за 1 км. Во всех такси обязательно должны стоять счетчики, но перед поездкой на дальние расстояния лучше заранее обговорить цену.

Путешествие на велосипеде

Велосипеды во Франции довольно популярны, но в поездах дальнего следования их провозить не разрешается. При этом провоз велосипедов может быть разрешён в поездах местного значения. Если в расписании какого-то маршрута есть значок с изображением велосипеда — значит, провоз велосипеда не запрещён. В большинстве случаев велосипед приходится отправлять отдельно, и это неудобно, так как доставка может затянуться до нескольких дней.

Но при бронировании билетов через НКЖД есть возможность заказа проката велосипеда на конечной станции. В некоторых городах есть машины, торгующие велосипедами, где можно взять напрокат горный велосипед или даже легкий мотоцикл или мопед. Нелишне будет отметить и то, что в городах не так много велодорожек.

Автостоп

Автостопом по Франции передвигаться сложно. Чтобы Вас кто-то подвёз, нужно выглядеть «нормальным» и чистым — иначе, придется надеяться только на водителей грузовиков. Удобнее всего будет воспользоваться услугами компании «Аллостоп», отделения которой имеются во большинстве крупных городов — там Вам найдут попутчика за разумную цену. И это, пожалуй, самый безопасный и простой способ путешествия автостопом.

На дороге

Автомобильные дороги во Франции — одни из самых лучших в Европе. Здесь есть как современные платные автострады, дающие возможность быстро добраться в любой уголок страны, так и обычные дороги, не уступающие по качеству магистралям и расходящиеся во всех направлениях. Как раз они могут оказаться намного удобнее для автотуристов, так как не нужно платить деньги за проезд, и это даёт возможность спокойно ознакомиться со всей страной. 

Необходимые документы

Многие страховые компании сейчас предлагают в качестве дополнения к обязательному страховому полису «зеленые карты», позволяющие обеспечить полное покрытие всевозможных ущербов при зарубежной поездке. Некоторые компании, например, «АА», «Europe Assistance» и «RAC», выдают также полисы, которые предусматривают оплату услуг по оказанию технической помощи и ремонта после аварии.

В заграничную поездку нужно обязательно взять с собой первичный регистрационный документ на автомобиль, свидетельство страхования или «зеленую карту» и международное водительское удостоверение. Также, следует при себе иметь паспорт или любой другой документ, удостоверяющий Вашу личность. Рядом с задним номером должна быть прикреплена табличка с указанием страны, где зарегистрирован автомобиль. Фары машин с правым рулём должны быть оптимизированы к правостороннему движению или должны хотя бы иметь соответствующие отражатели, которые можно купить в портах. В багажнике нелишними будут: красный треугольник аварийной остановки (если на Вашем автомобиле отсутствует аварийная сигнализация) и запасные лампы для фар. Если Вы решили отправиться зимой на лыжный курорт, то Вам обязательно потребуются антибуксовочные цепи на колеса.

Покупка бензина

Сравнительно дешевым во Франции можно назвать только дизельное топливо, да и продается оно, буквально, повсюду. А бензин — более дорогой вид топлива, к тому же найти в этилированный бензин последнее время бывает довольно затруднительно. Особенно это касается сельской местности, так как заправочные станции там часто не работают по воскресеньям. Вместе с тем, на заправках при гипермаркетах и крупных супермаркетах продают бензин со скидками. В связи с этим, во многих французских туристических бюро продаются карты, с указанием заправочных станций на дорогах. Неплохо автотуристу ещё и запомнить одну фразу: «ферле плен», что значит — «заправить полный бак».

Правила дорожного движения

Правилами дорожного движения Франции предусмотрено правостороннее движение, поэтому в случае отсутствия знака, который отменяет это правило, действует «преимущество правой стороны», означающее, что Вам нужно уступать дорогу любому выезжающему на дорогу справа транспортному средству. Исключение делается только для кругового движения и выезда с частной территории. Большая часть региональных дорог и автомагистрали, проходящие вне зоны населенных пунктов, имеют статус главных дорог, что обязательно указывается знаком «главная дорога» (passage protеgé).

Если водитель подаёт сигнал фарами, то во Франции это означает, что он просит уступить ему дорогу. Следует также, отправляясь в поездку по Франции, обратить внимание на то, что использование специальных сидений для детей младше 10 лет и пристегивание ремнями безопасности строго обязательны.

Ограничения скорости и штрафы

На автомагистралях Франции скорость движения ограничена 130 км/ч в хорошую погоду, и 110 км/ч — в дождливую. По основным дорогам с двусторонним движением разрешено двигаться со скоростью до 110 км/ч, в дождливую погоду — не более 100 км/ч. На прочих дорогах скоростной режим не должен превышать 90 км/ч и 80 км/ч, соответственно. В пределах населённых пунктов можно передвигаться не быстрее 50 км/ч.

Эти правила действует любом месте, где отсутствует специальный указатель, а в некоторых местах ограничения по скорости могут быть ещё строже.

За проезд под запрещающие знаки (например, «Стоп») или обгон в неположенном месте, может быть наложен серьёзный штраф. Вождение автомобиля в нетрезвом состоянии может закончиться конфискацией транспортного средства или даже тюремным заключением.

Автомагистрали

Почти все автомагистрали во Франции платные, но стоимость проезда зависит от условий региона. Объездные дороги вокруг городов чаще всего бесплатные, так же, как и некоторые протяженные участки автомагистралей, например, А75 и А26. Оплатить проезд по платной дороге можно как наличными, так и по кредитной карте. Если сумма сбора невелика, то достаточно просто опустить монеты в аппарат, и он даже может выдать сдачу. Так как многие автострады были построены в последние два десятилетия, вдоль них через каждые 2 километра имеются телефоны, через каждые 40 километров стоят заправочные станции, а через каждые 10-20 километров построены удобные площадки для отдыха и пикников. В зонах отдыха работают магазины и рестораны, продаётся еда на вынос, есть телефон и факс.

Другие дороги

Во Франции, кроме скоростных автомагистралей, имеются также дороги регионального или национального значения. Для борьбы с пробками на объездных дорогах ставятся знаки Bis\Bison. Путешествовать по этим дорогам лучше в воскресенье, когда на них бывает мало грузовиков.

Когда французы выезжают на отдых в выходные, то лучше вообще не путешествовать на машине или автобусе. Самое пиковое в этом смысле время — конец недели в середине июля, а также в начале или в конце августа, когда начинаются и заканчиваются летние отпуска.

Если Ваш путь лежит мимо Парижа, а Вы не собираетесь в город, то лучше проехать не по загруженной кольцевой дороге (boulevard périphеrique), а по объездным дорогам, находящимся в стороне от города.

Парковка

Правила парковки зависят от населенного пункта. В большинстве городов, на улицах и площадях имеются парковочные счетчики, действующие по схеме кассового автомата. Оплата в некоторых счетчиках может производиться специальной парковочной карточкой, которая продаётся даже в табачных киосках. В небольших городках парковка с 12.00 до 13.30, как правило, бесплатная, в случае, если время стоянки не превышает двух часов. Сама парковка допускается только по одной стороне улицы, но сторона, на которой разрешается парковка, в течение месяца может меняться. Места, где можно припарковаться, обычно указаны на дорожных знаках.

В больших городах, например, в Париже, могут быть серьёзные проблемы с местом для парковки — иногда водителям приходится даже расталкивать другие машины, чтобы занять место или выехать со стоянки. Если Вы оказались в населенном пункте, в котором используются парковочные жетоны, то знайте, что приобрести их можно практически в любом турбюро.

Прокат автомобилей

Во Франции работают все международные компании по прокату автомобилей, поэтому можно договориться о прокате ещё до приезда во Францию — стоит только позвонить в соответствующую фирму. Имеются также две малые компании, которые предлагают очень хорошие условия: «Century Jelf Drive» и «Autos Avroad». Офисы «Century Jelf Drive» обычно расположены в гостиницах при аэропортах, а служащие компании могут даже встретить Вас по прибытии. «Autos Avroad» выступает только в качестве посредника, сдающего напрокат автомобили прочих прокатных компаний, например, «Citer» и «Budget». Если Вы решите взять напрокат машину в одной из этих компаний, то аренда автомобиля может Вам обойтись раза в два дешевле стандартной стоимости.

При заказе автомобиля вместе с билетом на самолет, расходы на транспорт обойдутся Вам немного дешевле (организовать получение скидок должно турагентство). Наряду с организацией поездки по железной дороге, НКЖД также предлагает свои услуги по прокату автомобилей.

По всей стране работают около 200 пунктов проката прямо на железнодорожных вокзалах. Узнать о наличии такой услуги можно в «Rail Evrope». Оптимальным вариантом для граждан стран, не являющихся членами Европейского Союза, желающих совершить путешествие за рулём автомобиля по территории Франции в течение трех и более недель — это краткосрочный прокат, не облагаемый налогом (так называемый ТТ-лизинг). Услуги такого типа могут предоставить известные компании «Рено», «Пежо» и «Ситроен». Если Вам требуется автомобиль с личным шофером, то информацию об этом Вы можете получить в «Автоклубе департамента Иль-дс Франс».