Пещеры Аджанты
4 222

Место
Скрыть картуПоказать на карте
Пещеры Аджанты
достопримечательность

Скальные пещеры Аджанты признанны ЮНЕСКО Всемирным наследием, они находятся в горном отроге в виде подковы, который выходит к ущелью реки Вагхора. С его вершины в водоем Саптакунда скатывается водопад. Пещеры населялись относительно недолго и со временем заросли джунглями. Практически случайно их вновь «открыли» в 1819 г., когда во время охоты на тигров Джон Смит, что служил в 28-м мадрасском кавалерийском полку, увидел макушку фасада пещеры № 10.

Пещеры Аджанты делятся на две группы. Самую древнюю из них относят к буддийской эпохе Хинаяны (II-I вв. до н.э.), тогда Будда был изображен не человеком, а в символическим облике Древа Бодхии Колеса Бытия.

Вторую группу датируют эпохой Махаяны (V-VI вв. н.э.), ее создали при господстве династии Вакатака со специфичной художественной экспрессией. В пещерах жили монахи, ремесленники и художники, которые использовали их как муссонные жилища (вapшвaтика). В отношении стилистики они показаны в двух типах: молитвенные залы (чайтъягриха) и монастырские постройки (вихара). В чайтьях есть сводчатые потолки и колонны с восьмью углами, которые разбивают пространство и создают главный зал с предметом поклонения — ступой. Приделы, находящиеся по бокам, использовались для церемониального окружного обхода. В чайтьях периода Махаяна имелись изображения Будды. Характерные вихары оснащены верандой, кельями, залом и внутренним святилищем с изображениями Будды.

Из всех семи пещер Махаяны V в. н.э. известна фресками пещера № 1. По ее веранде идут фризы, демонстрируя эпизоды из жизнеописания Будды, а 20 резных колонн подпирают потолок. На фасаде пещеры № 2 вырезаны цари Нага, а также их прислужники (гана). В основном святилище прекрасно украшен потолок.

Пещеры № 8-10, 12, 13 и 15 относят к периоду Хинаяна.

Фасад пещеры № 9 чайтьягрихи украшают решетки. Большие фигуры Будды по бокам добавили позже (V в.), а роспись датируется обоими периодами. Пещера № 10 считается древнейшей в Аджанте, ачайтьягриху — самой лучшей.

Пещеры № 15-20 датируются концом V в. (период Махаяны). В пещере № 16 имеются изваяния прекрасных дев на входе, а вход в святилище пещеры № 17 украшают фигуры Будды, богини и лотосы.

В последнюю группу входят пещеры № 21-27 (VII в.). Вершиной скульптурного искусства Аджанты являет пещера № 26. Заметны два прекрасных панно: на одном показан Будда, которого обольщает демон Мара, а Паринирвана демонстрирует лежащего Будду, размером 7 м, с закрытыми, как во сне, веками. Ученики оплакивают его уход, а его спасению радуются небесные создания.