Пещеры Удайгири и Кхандагири
3 821

Место
Скрыть картуПоказать на карте
  • Пещеры Удайгири и Кхандагири
  • Пещеры Удайгири и Кхандагири
1 из 2
достопримечательность

Двойные холмы Кхандагири (Сломанная гора) и Удайгири (Гора Восхода) изобилуют обителями монахов-джайнов I в. до н.э. Эти восхитительные горы круто возвышаются посреди плоской равнины, у трассы Колката-Бхубанешвар, которая их разделяет.

Если двигаться из Бхубанешвара, то Удайгири будет правее, но вначале стоит побывать в более увлекательных пещерах. Среди 18 пещер особенно впечатлительна двухъярусная Ранигумпха (Пещера царицы или пещера № 1) с роскошными скульптурными фризами, рисующими растения, музицирующих и танцующих женщин, монарших персон и придворных обезьян, слонов. Изваяния экспрессивны и похожи на известные надвратные скульптуры в Санчи.

Популярна Чхота Хатхигумпха (Малая Слоновья пещера № 3), вход которой украшен шестью восхитительными слонами. В Ганешгумпхе (№ 10) имеется сценка, где женщина скачет на слоне, а воины в юбках хотят ее схватить. В Багхгумпхе (Тигровая пещера № 12) фронтон похож на тигриную голову с разинутой пастью. Особый интерес, с точки зрения истории, представляет Хатхигумпха (Слоновья пещера № 14), где над входом есть надпись I в. до нашей эры, говорящая о том, что пещеры были построены при третьем государе династии Чеди, Кхаравеле, которому принадлежала значительная часть Бихара, Южной Индиии Декана. Надпись гласит, что царь Кхаравела перестраивал столицу Калинганагар после того, как ее разрушил циклон.

Орисса подвержен циклонам: особенно сильные разрушения принес циклон в октябре 1999 г.

На горе Удайгири находятся развалины сооружения, которое, вероятно, являлось местом поклонения священнослужителей.

В Кхандагири расположены 15 джайнских пещер, украшенных резьбой. Пещера № 3 Ананты с изображениями двух змеев на арках, что над входом, особенно любопытна, она славится прекрасными орнаментальными фризами с фигурами мальчиков, преследующих быков, львов и иных животных. Здесь же — богиня Лакшми, находящаяся в бассейне с лотосом, ее омывают водой из кувшинов, которые удерживают два слона. Пещеры № 5, 8 и 9 демонстрируют эффектные резные изображения джайнских тиртханкар на возвышенных рельефах.

В большинстве пещер Кхандагири и Удайгири, в отличие от буддийских пещер в Эллоре и Аджанте, нельзя выпрямиться. Это символизирует аскетизм и самоподавление, этой практике надлежало придерживаться джайнским монахам. Пещеры и сейчас привлекают садху: они ежегодно собираются здесь в январе для медитаций. У подножия действует оживленная ярмарка, развлекающая народ, который собирается, чтобы получить благословение садху.