Мамаллапурам
8 604

Город
Скрыть картуПоказать на карте
  • Мамаллапурам
  • Мамаллапурам
1 из 2
описание

Этот город в VII веке основал Нарасимхаварман I из династии Паллавов, его прозвали Мамалла, что переводится как «Великий борец».

Со временем Мамаллапурам превратился в крупный портовый город, а благодаря огромному историческому и культурному наследию (храмовые постройки, огромное количество скальных святилищ и пещер, большая часть сосредоточена на каменистом берегу Бенгальского залива, а также изумительные барельефы и образцы паллавского искусства) ЮНЕСКО признало его Всемирным наследием. Старинные традиции резьбы по камню во многих мастерских Мамаллапурам передаются из поколения в поколение уже на протяжении многих веков.

На морском мысе возвышается величественный Прибрежный храм, который Мамаллой построил в честь Вишну. Два шиваитских святилища были достроены к храму во времена правления преемника Мамаллы, Нарасимхавармана II.

Постройку окружает невысокая стена, на которой размещены сидящие Нанди. Наибольший интерес в этом храме представляет лежащий Вишну, рельефы Сомасканда, на которых изображен Шива с женой Парвати, сыновьями Ганешей и Скандой, а также шестнадцатигранная линга.

Недалеко от храма, в центре селения, в природной расщелине громадной скалы вырезан известный барельеф Покаяния Бхагиратхи (его называют Спуск Ганга или Покаяние Арджуны). Он отображает все детали спуска с небес священной реки Ганг. Считается, что это божественное деяние стало возможным только благодаря покаянию мудреца Бхагиратхи, свидетелями которого стали небесные создания, животные и аскеты, которые присутствуют в барельефе. В сезон муссонов, благодаря тому, что потоки воды стекают по расщелине в нижний водоем, очертание этого рельефа становится более четко выраженным.

Немного дальше расположен причудливый природный валун, который в народе прозвали Масляным шаром Кришны, а также пещерный храм Панчпандава.

Еще один восхитительный барельеф можно увидеть немного южнее, на мандапа Кришны. Здесь изображен бог, поднимающий гору Говардхан, чтобы защитить род людской от проливных дождей. Тут можно увидеть отдельные сюжеты, на которых Кришна изображен в образе пастуха. Над мандапой находится храм Олаканатха, который в прошлом использовался как маяк.

Еще три пещерных храма расположены на гребне горы, что немного юго-западнее барельефа Бхагиратхи. Наиболее интересным среди этих храмов считается храм Махишасурамардини. На его северной стене можно увидеть картину, на которой богиня Дурга на льве покоряет демона-быка Махишу. Рельеф южной стороны этого дворца кардинально отличается по характеру. Здесь изображен Вишну в состоянии глубокой медитации перед созданием земной тверди.

Храм Адивараха известен панно с портретами паллавских правителей и их жен. Западную часть вершины холма, рядом с развалинами дворца Паллавов занимает Львиный трон — своеобразная приподнятая площадка с сидящим на ней львом.

В северо-западном направлении от барельефа Бхагиратхи находится пещерный храм Тримурти, который построен в честь трех богов: Сомасканде, Вишну и Шивы. У входа в святилище всегда стоит стража — статуи грациозных стражей-привратников. Интересным элементом декора наружной стены выступает скульптура Дурги, которая запечатлена стоящей на голове поверженного Махиши.

Южнее Тримурти расположен еще один пещерный храм — Варахи. Здесь привлекают внимание лепные колонны со львами, а также признанные шедеврами паллавского искусства скульптуры Дурги, Лакшми и Варахи (инкарнации Вишну в образе вепря).

Южнее находится прямоугольная Ратха Ганеша, которая имеет два яруса. Создание этого шиваитского храма приписывают Парамешвареварману I (669-690 гг.). Особый интерес здесь представляют красивые резные надписи, перечисляющие титулы государя.

В городе имеется небольшой Археологический музей (расположен ближе к востоку). Здесь можно познакомиться с различными фрагментами местных находок и скульптурой.