• Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
  • Индия
1 из 41
история

Считается, что слово «Индия» произошло из греческого языка: когда-то именно так греки именовали племена, обитавшие на побережье реки Инд. Все индийские культуры были образованы в естественной изолированной среде. С севера страну отделяют Гималайские горы, а на востоке, юге и западе страна омывается океаном. На этих просторных землях были основаны самые разные культуры, которые создают уникальный и многообразный облик страны.

Цивилизация долины Инда

Самые древние археологические раскопки относятся к доисторическому периоду, они датируются 250 000 годом до нашей эры. Первые селения, обрабатывавшие землю, появились здесь, примерно, в седьмом тысячелетии до нашей эры. Самая древняя городская культура в долине реки Инд на северо-западе страны до Гуджараты возникла в XXV столетии до нашей эры. Крупнейшие города той эпохи содержали дома из кирпича, с разветвленными прекрасными дорогами и удивительно гармоничным водопроводом. От этой цивилизации, названной Хараппы, сохранились каменные печати с надписями и художественные шедевры. Расшифровка этих текстов дала миру прекрасные описания того периода и стандартные меры весов, использовавшиеся древнейшими людьми. Эта культура имела налаженные торговые отношения с Месопотамией. Руины городов Лотхал и Дхолавира, принадлежащие той эпохе, сохранились в Гуджарате. Упадок этих городов пришелся на 1800 год до нашей эры.

Ведическая эпоха

В 1500 годах до нашей эры несколько племен, именующих себя ариями, обосновались в районе Инда. Предполагается, что они пришли из Центральной Азии. Они занимались скотоводством и земледелием, о чем свидетельствует санскритский текст «Ригведа».

В 1000-600 годах до нашей эры появились еще три Веды, которые вместе с санскритскими устными свидетельствами говорят о том, что эти племена распространились по всей долине Ганга. Именно тогда появился на свет эпос «Махабхарата».

Согласно «Ригведе», изначально эти племена считали высшими силами божества природы, а в более поздних текстах боги стали отличаться более высокой организованностью. Так, в числе последних текстов был создан санскритский трактат «Упанишады», в котором можно посмотреть изменение философского восприятия истины. Речь в ней построена в виде диалогов. К тому времени в стране распространилась варновая структура общества, изначально определявшаяся, исходя из пожизненного рода занятий. Однако со временем она стала передаваться от отца к сыну, и в результате привела к кастовости общества. Так, высшими членами индийского общества являлись священнослужители-брамины брахманы, за которыми следовали правители и воины кшатрии. На следующей ступени стояли представители варн вайшья, а также слуги, работники шудра. Чтобы находиться под милостью богов, тексты Веды обязывали всех жителей страны соблюдать ритуалы и совершать жертвоприношения.

Эпоха Махавиры и Будды

В VI веке до нашей эры начали возвышаться северные города страны, хотя торговля развивалась во всех частях Индии. Появление городского общества стало причиной возникновения новых вероисповеданий, которые противостояли кастовой системе брахманов. Основными направлениями стали буддизм и джайнизм. Первое течение было основано Гаутамой Сиддхартхой (566-486 гг. до н.э.), который позже обрел имя Будды, а родоначальником второй стал Вардхамана Махавира (540-467 гг. до н.э.). Оба взгляда быстро распространились среди простого населения, так как они были доступны для всех, и даже для женщин, не обязывали приносить жертвы, а также говорили о равенстве всех людей. Наиболее популярным стал буддизм, который имел под собой довольно глубокий, но одновременно простой смысл. Учение Махавиры было основано на на принципах аскетизма и нестяжательства. В обоих вероисповеданиях нет богов, поэтому они объясняют существование личности с другой позиции. Оба учения говорят об ахимсе — защите любых живых существ от причинения вреда.

Все те, кто становились последователями обеих религий, обретали совершенно новый социальный статус.

Империя Маурьев

В 317 году до нашей эры на территории современной Индии появилось первое государство. Ее основателем стал неизвестный до этого Чандрагупта Маурья, который занял место властителей Нанда в Магадхе штата Бихар. Именно он создан империю, занявшую земли вплоть до реки Нармада в Декане.

Одним из самых великих властителей Индии стал внук Чандрагупты — Ашока (269-232 гг. до н.э.). Во времена его правления империя Маурьев распространилась от современных Афганистана до Карнатаки. Переломным моментом в жизни Ашоки стало сражение в Калинге, после которого правитель перешел от насилия к умиротворенному буддизму. И по всей стране сохранились скалы и, так называемые, колонны Ашоки с высеченным на них этическим кодексом властителя. Он первым стал проявлять понимание к остальным религиям, появились благотворительные акции, людям было запрещено убивать зверей. Эти законы написаны письмом брахми, которое впоследствии стало родоначальником большей части индийской письменности. Во времена правления Ашоке было создано множество ступ, в которых сохранялись буддийские реликвии. Наиболее знаменитой считается ступа в Санчи.

Завоеватели из Центральной Азии

После смерти Ашоки распадается великая империя Маурьев, которую сменяют отдельные мелкие княжества.

В Индии появляются небольшие государства, образованные завоевателями, пришедшими из Центральной Азии. Наиболее значительными династиями являлись: индо-греческие роды из Бактрии (200-80 гг. до н.э.), большое число скифских племен (с 80 г. до н.э.), парфяне (I в. н.э.) и кушанцы (50-300 гг. н.э.).

Северо-западные регионы страны, Кашмир и основные земли Ганской долины принадлежали могущественному кушанскому царю Канишке. Этот повелитель придерживался буддизма. Именно под его покровительством развилось буддийское учение махаяна, которое впоследствии стало основой для двух великих школ искусств Индии. Тогда же в Гандхаре и Матхуре появились знаменитые скульптуры Будды, выполненные в греко-римском стиле.

Кушанское государство в северной части со временем сменяет царство династии Гупта, существовавшее в 320-500 годах. Во времена этого великого государства здесь наблюдался пик развития культуры, во время которого были созданы уникальные статуи, появились классические санскритские шедевры драмы и поэзии, написаны знаменитые работы по математике и астрономии.

Тогда же в индуизме появилось два отдельных направления: вишнуиты, которые поклонялись Вишну, и шиваиты, чтившие Шиву. В Наланде появился буддийский университет. Падению государства Гупта предшествовало появление гуннов и племен из Центральной Азии, которые в 450 годах захватили эти земли.

Еще одно значительное государство было основано в Канаудже, правителем которого был Харшей (606-647 гг.) в Канаудже. Свидетельства достижений этой длительной и просвещенной эпохи можно найти в трактатах китайского путешественника Хуань-Цяня.

Южные правители

Большое число династий основывали государства в Декане после того, как пала империя Маурьев. Сохранились свидетельства о царствах Восточного Декана. Так, буддийские ступы в Амравати и Нагарджунаконде были сооружены во времена правления Сатаваханах (100 г. до н.э. — 220 г. н.э.) и Икшваку (225-310 гг.). Прекрасные художественные образцы и статуи были созданы в Аджанте в эпоху Вакатаками (250-550 гг.). Величественные храмы Бадами, Паттадакале и Айхоле Западного Декана появились во времена правления рода Чалукья. Славу правителю этого племени Пулакесину II (608-642 гг.) принесла победа над Харшей, остановившая южную экспансию.

В южных регионах на протяжении 800 лет властвовали сменявшие друг друга династии Чера (ныне Керала), Чола и Пандья (400 г. до н.э. — 400 г. н.э.). В этих краях проживали племена, имеющие неарийские корни. Знаменитая династия Паллавов (275-550 гг.) владела областью со столицей в Канчипураме. Та эпоха в Индии охарактеризовалась ростом городов, ремесленных гильдий и развитием торговли. Основу богатства южных государств составляли налаженные торговые отношения с Римской империей, которая вплоть до 300 годов нашей эры выкупала индийские пряности, шелк, самоцветы, обезьян и павлинов.

Северные царства (750-1200 гг.)

В сердце Ганской равнины расположился Канаудж, бывший главным городом царства Харши. Однако в 750 году этот город стал камнем преткновения между тремя родами: Пратихаров, Раштракутов и Палов. Первое племя являлось раджпутским родом, которому принадлежали Раджастхан и Малва. Раштракуты (740-793 гг.) властвовали в Северном Декане, а буддисты Палы (750-1150 гг.) господствовали в Бенгалии. Каждый из этих родов на протяжении короткого времени овладевал Канауджем. В 836 году он окончательно перешел в руки Пратихары, и оставался в их владении двести лет. Спустя некоторое время, остальные раджапутские роды начали основывать отдельные государства.

Историки все еще спорят о возникновении племен раджапутов, которые впервые упоминаются в письменных свидетельствах Западной Индии в VII веке нашей эры. Предполагается, что они произошли от ассимилировавшихся завоевателей, пришедших из Центральной Азии после гуннов. Изначально они именовали себя раджапутра, что значит «царские сыновья». К потомкам луны, солнца и мифических героев относили себя 36 племен.

Наиболее ранними раджпутскими родами стали Парамары в Малве, Соланки в Гуджарате, Томары в Дели, Чанделлы в Центральной Индии и Чауханы в Раджастхане. В Индии сохранились баллады, которые восхваляют честь и достоинство одного из их правителей — властителя Притхвираджа. Тогда же появились отдельные царства в Кашмире и северных областях. В Ориссе властвовала восточно-гангская династия, которой приписываются величественные комплексы храмов в Конарке и Пури.

Однако на всей территории Северной Индии велись междоусобные войны, которые не позволяли мелким княжествам сгруппироваться для отражения внешних нападений. Спокойное время правители проводили в роскошных покоях прекрасных дворцов и могущественных крепостей. В ту пору процветало сельское хозяйство, и на территории местных земель произрастало более 100 видов зерновых культур. Развитие крупных городов, основание новых селений, процветание торгового и ремесленного сословия было обусловлено налаженными торговыми отношениями с арабскими странами. Тогда же музыкальное и литературное искусство, скульптура и храмовая архитектура переживали «золотой век». За пределами Ориссы шедевры храмовых комплексов можно увидеть в Кхаджурахо эпохи Чанделлов, храме Солнца в Модхере и мраморных сооружениях Дилвары, возведенных в Гуджарате во времена Соланки.

Южные династии (600-1200 гг.)

В Декане и Южной Индии на протяжении 600-1200 годов также сменилось несколько племен. В VI столетии в Канчипураме появился новый род Паллавов. Их властитель Нарасимхаварман I в 642 году смог возвысить государство до прежнего величественного уровня. Он смог победить войско чалукского государя Пулакесина I, а самого царя убил. Именно это стало причиной падения царства Чалук.

Во второй половине IX столетия к власти снова пришел род Чола, потерявший силу в IV веке. Эта династия смогла победить западно-гангских правителей Паллавов в сражении рядом с Майсуром и мадурайских Пандья. В результате они смогли восстановить царство и на юге региона. Спустя некоторое время эти властители были свергнуты родом Хойсалы из Карнатаки, которые стали править в XII столетии.

Несмотря на периодические военные действия между мелкими княжествами, государства Южной Индии налаживали торговые отношения с остальным миром. Паллавы экспортировали товар в Камбоджу, Яву, Суматру, Малайзию и Китай.

Этот период времени ознаменовался религиозными нововведениями. Так, в VII столетии появились путешествующие тамильские стихотворцы и святые (вишнуиты альвары и шиваиты наянары), которые пропагандировали равенство всех людей, опровергали брахманистское учение и говорили о личном взаимоотношении человека с богом, основой которого являются любовь и преданность — принцип бхакти. Местные жители с радостью приняли новое учение. Тогда же по всей стране прошел и знаменитый философ Ади Шанкарачарья, который проповедовал идеи «Упанишад» и опровергал догмы буддизма, джайнизма и вновь зародившейся бхакти. Мыслитель XI столетия Рамануджа продолжил развитие идеи Ади Шанкарачарьи.

В Индии того периода были проведены индуистские реформы, в результате которых буддизм в стране значительно ослаб.

В VI-XII веках на просторных равнинах Деканского плоскогорья и Южной Индии появились уникальные прекрасные храмы Паллавов в Мамаллапураме и Канчипураме. Стоит отметить и монолитную скульптуру святого джайна Бахубали в Шравана Белгола, установленную правителями западно-гангской династии.

Тогда же в Эллоре Раштракуты появился известный скальный храм Кайласанатха.

Приход ислама (1192-1555 гг.)

Индия, постоянно раздираемая внутренними военными действиями между правителями мелких государств, была беззащитна перед внешними нападениями. В XI столетии в Индию вошли тюркские правители-мусульмане, которые были привлечены сказками о несметных богатствах Индии. Большинство из них создавали в Индии новые роды, которые сопровождали воины, ученые, торговцы, художники и суфические священнослужители. Все это привело к распространению мусульманских идей, в корне изменивших религию, искусство, культуру и историю страны. Наиболее знаменитым завоевателем был Махмуд Газневи, который несколько раз посещал страну и грабил индийские храмы в 998-1030 годах. Вслед за ним в Индию пришел Мухаммад Гури, захвативший Пенджаб и Дели. Он овладел даже теми странами, которые некогда принадлежали раджпутам. Решающей битвой в этом завоевании стала победа над Притхвираджем Чауханом в 1192 г. Вместо Гури на трон взошел бывший раб Кутб-ад-дин Айбак (1206-1210 гг.), создавший самые ранние мусульманские племена, прославившиеся под названием Делийский султанат. Во времена правления Айбака был возведен огромный минарет Кутб в Дели. После него властителями Индии стали Ильтутмыш и Балбан.

Вскоре на этих землях появилось племя Хильджи (1290-1320 гг.), властитель которых Ала ад-Дин захватил Гуджарат, Раджастхан и Бенгалию, победив правителей Декана и Южной Индии. Династию Хильджи сменили Туглаки (1320-1414 гг.), второй правитель которых Мухаммад-бен-Туглак присоединил оставшиеся регионы Декана и Южной Индии. Несмотря на это, уже через некоторое время эти отдаленные земли снова стали объявлять себя независимыми территориями. Власть и сила делийских правителей была разрушена вторжением в Северную Индию Тимура из Самарканда в 1398 году. Саиды (1413-1451 гг.) и Лоди (1451-1526 гг.), которые были последними султанскими династиями, постоянно вели военные действия между собой, поэтому власть принадлежала им лишь формально.

Независимые царства

Изначально Делийский султанат захватил лишь небольшое число независимых государств: Соланки в Гуджарате, восточно-гангское — в Ориссе, Какатийя, Пандья и Хойсала — в Южной Индии и Декане.

Спустя некоторое время, власть Туглаков потеряла мощь, на вновь завоеванных территориях появились новые независимые царства. В 1336 г. в Южной Индии было основано независимое индуистское государство Виджаянагар, а в 1347 г. в Декане туглакский последователь создал мусульманский султанат Бахмани. В первой половине XVI столетия государство Бахмани оказалось разделено на пять небольших царств Биджапур, Ахмаднагар, Голконда, Берар и Бидар. В 1565 году три из этих империй объединились, чтобы покорить виджаянагарцев. Все это привело к тому, что величественное индуистское государство потеряло мощь.

Развалу Делийского султаната способствовали восстания его правителей, которые создали независимые государства в Бенгалии (1388 г.), Гуджарате (1407 г.), Манду (1401 г.) и Джаунпуре (1408 г.). В северо-восточных регионах Индии появилось государство Ассам, созданное ахомами, перебравшимися в эти края в 1228 году из Мьянмы. В Раджастхане вновь обрели независимость раджпутские царства Мевар и Марвар.

Новое в культуре

Слияние индуистской и мусульманской культуры привело к быстрому развитию в XIII-XV веках. Мусульмане принесли с собой новые знания о сельском хозяйстве, орошении, административном управлении, искусстве и бытовом мастерстве. Тогда же были налажены торговые отношения с Ираном, арабскими странами, Юго-Восточной Азией, Китаем и Европой.

Согласно письменным свидетельствам XIV века, Дели являлся самым большим городом мусульманского Востока. Большое число изысканных мечетей, гробницы и крепости делийских правителей служили образцом для архитектурных сооружений остального арабского мира. В Ахмадабаде, Манду и мусульманских владениях Декана происходило развитие самостоятельного регионального стиля, который представлял собой слияние исламских и индуистских обычаев.

В верующем мире той эпохи появились суфийско-исламские секты и объединения стихотворцев-святых, таких как Меерабай и Кабир. Они сумели возродить практику бхакти, которую трактовали как преданность богу и противостояли кастовости индийского общества.

Слияние элементов бхакти и мусульманского вероисповедания образовало религию сикхов, основателем которой стал Гуру Нанак (1494-1530 гг.).

Великие моголы

В 1526 году в Индию вошел знаменитый правитель Центральной Азии, отличный военачальник и потомок Тимура — Бабур. В решающем сражении при Панипате он одержал победу над Ибрагимом Лоди и положил начало империи Великих Моголов.

В 1540 году могольское правление было прервано на 15 лет. Тогда сын Бабура, Хумаюн оказался изгнанным афганским Шер-шахом. Несмотря на это, в 1555 году Хумаюн смог вернуть царство, которое отдал наследнику Акбару, объединившему и увеличившему территорию государства. Величественные архитектурные сооружения были возведены в эпоху Джахангира и Шах-Джахана. Новые земли, расположенные в южной части субконтинента, были присоединены к империи последним представителем династии Великих Моголов — Аурангзебом.

Упадок империи моголов

В 1707 году умер последний представитель династии Великих Моголов — Аурангазеба. Разрушенная экономика и отсутствие сильных наследников возвестили об окончании этой империи. Новые независимые государства были образованы раджпутами Раджастхана, навабами Авадха и Бенгалии, низамами Хайдерабада и Водеярами Майсура.

Политическая расстановка сил в стране значительно изменилась. На севере главенствующими стали сикхи, а в Декане возвысились маратхи. В 1647 году маратхи, возглавляемые Шиваджи, присоединили новые земли. Сикхи изначально представляли религиозную секту, однако со временем они начали завоевывать горные земли в северной части Индостана, а также Джамму и Пенджабе. В XIX столетии, во время правления Ранджит Сингхе они были выделены в отдельное сословие и наделены властью.

Европейцы

Историю Индии в корне изменили европейцы, которые начали приезжать в эту страну еще в XVI столетии. Внешние интервенты способствовали объединению местных родов, которые были вынуждены прекратить междоусобные войны. Для возведения новых фабрик европейцы стали выкупать земли у местных племен. Они периодически вели военные сражения как между собой, так и с индийским населением. Португальцы, французы, голландцы и англичане образовывали торговые компании.

Первыми европейцами на территории этого субконтинента были португальцы. Во второй половине XVII столетия они отдали почти все колонии голландцам и британцам, сохранив лишь Гоа и несколько близлежащих отдельных земель. Со временем голландцы оставили территории англичанам. В XVIII столетии на территории Южной Индии развернулись военные действия, в которых и британцы, и французы воспользовались силами коренных индийцев. В результате сражений 1740-1763 годов почти все земли оказались завоеваны англичанами, а во французском владении остались лишь регион Пондичерри и небольшие селения.

Возвышение Британии

В XVII столетии английская Ост-Индская кампания стала покупать местные земли у могольских императоров посредством концессий. Британцы сумели отразить атаки бенгальских навабов в сражениях при Плесси в 1757 году и Баксаре в 1764 году. Тогда же вторжения персидского Надир-шаха в 1739 году и афганского Ахмад-шаха в 1761 году привели к падению империи Моголов. В этих жестоких сражениях властители Дели маратхи были побеждены.

К тому же времени относится увеличение власти британцев. Не знающий поражений Роберт Клайв был назначен губернатором Бенгалии в 1757 году. Уже в 1773 году парламент Англии стал вести наблюдение за развитием Ост-Индской кампании. В 1772 году губернатором Бенгалии стал Уоррен Хастингс, который уже в 1774 году был назначен генерал-губернатором и оставался им до 1785 года. В его правление и во времена его наследников, которые также в 1833 году стали называться генерал-губернаторами Индии, британские владения лишь расширялись. По всей стране шли сражения, направленные против маратхов, пенджабцев, Хайдара-Али и султана Типу в Майсуре. Остальные земли Индии становились собственностью Британии в ходе «вспомогательных альянсов». Основой этих действий было принуждение индийских правителей поддерживать англичан и содержать при дворе британских консультантов.

В Индии действовала «доктрина выморочных владений», согласно которой, после смерти властителя, не имеющего наследников мужского пола, его земли переходили во владение Ост-Индской кампании. В результате в 1857 году Британия владела основной территорией современной Индии. Вскоре развернулась индустриальная революция, и индийское сырье начало поступать в Англию, а в Индии появились предметы, произведенные на фабриках Англии, в частности, текстильные изделия. Ремесленники страны стали беднеть, а местное производство полностью остановилось. Возникли новые стычки между местными властителями, разжигаемые британцами.

Крупные восстания, начавшиеся еще с солдатских волнений, подняли и простое население страны. В мае 1857 года тысячи мятежников промаршировали к Дели, объявляя императором Индии могольского властителя Бахадур-шаха Зафара, который имел лишь фиктивную власть. Однако уже в сентябре того года британцы снова захватили Дели, Бахадур-шах был отправлен в Рангун (Янгон), а его дети были казнены. Англичане жестоко разрушили остальные восставшие города и селения.

Национальное движение

Восстание 1857 года привело к тому, что в стране появилось национальное движение, которое в 1885 году вылилось в партию Индийский национальный конгресс (ИНК), провозглашавший принципы самоопределения страны.

Точкой кипения местных жителей послужило событие 1919 года. Тогда британцы, руководимые генералом Р. Дайером, жестоко перебили безоружных людей на площади Джаллианвала Багх в городе Амритсаре, которые требовали свободу граждан. В той стычке было убито более 300 индийцев, и местное население, преодолев кастовую и религиозную принадлежность, решило вместе выступить против англичан.

К 1920 году национальное движение возглавил юрист из Гуджарата Мохандас Карамчанд Ганди, возвратившийся из Южной Африки. Местные жители, прозвавшие его Махатмой — «Великой душой», присоединялись к локальному освободительному движению. Принципом М. Ганди было выражение морального ненасильственного сопротивления (сатъяграха) британским правителям и их законам. Вместе с Ганди за свободу страны сражались и остальные лидеры Индии, такие как Пандит Джавахарлал Неру.

На протяжении нескольких десятилетий британцы контролировали это движение, однако после Второй мировой войны Англия не удержала позиции. В 1940 году Мусульманская лига, правителем которой был Мохаммед Али-Джинн, начала выступления, в котором провозглашала Пакистан самостоятельным мусульманским государством.

Конец британской Ост-Индской компании пришелся на ночь 14-15 августа 1947 года, в результате которой появилось две новых страны: Индия и Пакистан. В результате разделения гигантского субконтинента, миллионы индусов и мусульман стали переезжать из одного места в другое. По всей стране развернулись междоусобные столкновения, в которых погибли тысячи индийцев.

Независимая Индия

Новым государством был провозглашен Индийский Союз, который собрал свыше 550 отдельных царств, которые и во времена Ост-Индской компании сумели сохранить некий суверенитет. Во второй половине 1947 года Индия и Пакистан начали сражения, претендующие на Кашмир, которые продолжаются и сегодня. В 1948 году фанатик-индус убил Махатму Ганди, обвинив его в благоволении к мусульманам. Это событие всколыхнуло всю индийскую общественность: по великому борцу скорбели все жители страны, невзирая на религиозную принадлежность.

Первым премьер-министром свободной Индии стал Джавахарлал Неру, который и создал основу современного государства. Главной идеей новой страны были демократические светские принципы. Быстрыми темпами развивалась экономика и местная промышленность. Во внешней политике главенствовали идеи неприсоединения. Китайская армия вошла в северо-восточные части Индии в 1962 году, однако отдельные войска индийской армии быстро вернули их за пределы страны.

В мае 1964 году умер Д. Неру, а в 1966 году премьер-министром страны была объявлена Индира Ганди, продолжавшая социально направленную политику страны. В 1971 году она сумела лишить местных индийских князей их титулов, власти и денег. Спустя некоторое время, она выступила на стороне Восточного Пакистана, который сражался с западным Пакистаном. В результате появилась новая страна — Бангладеш. Однако во всей стране появились угрозы, направленные в ее адрес. Для прекращения этого она объявила режим чрезвычайного положения, в ходе которого была введена цензура и арест диссидентов. В 1977 году партия ИНК во главе с И. Ганди потерпела фиаско. Однако уже в 1980 году партия и Индира снова возглавили страну. В 1984 году Ганди была убита собственным охранником-сикхом, отомстившим за подавление деятельности сикхских террористов, завоевавших священное место сикхов — Золотой Храм.

К власти в стране пришел Раджив Ганди, победа которого большей частью была обусловлена славой его матери. Главным направлением деятельности Р. Ганди была либерализация экономического сектора. Несмотря на то, что в 1991 году он был убит ланкийской сепаратисткой, его изменения продолжали развитие частной собственности и введения иностранных капиталов. Начиная с 1996 года, во главе страны встали несколько коалиционных кабинетов, в которых партия ИНК конкурирует с национальной индийской партией Бхаратия Джаната Парти (BJP).

Индия обрела мощь и силу, несмотря на это, в стране сохранились вопросы нищеты и безработицы. Увеличился уровень грамотности населения, так, если в 1951 году образование получило лишь 18% жителей страны, то в 2001 году эта цифра возросла до 66%. В городах женское население обеспечено работой почти так же, как и мужское.