Скрыть картуПоказать на карте
  • Музей Прадо
  • Музей Прадо
  • Музей Прадо
  • Музей Прадо
1 из 4
достопримечательность

www.museoprado.mcu.es

Экспозиция музея Прадо включает в себя огромные коллекции работ европейских живописцев.

Здесь находится крупнейшее в мире собрание полотен испанских мастеров XII-XIX вв., в том числе картины Гойи и Веласкеса. Музей также гордится коллекцией полотен итальянских и фламандских мастеров.

Современное здание музея в стиле неоклассицизма было выстроено по проекту Хуана де Вильянуэва в 1785 г., в соответствии с приказом короля Карла III. Музей действует в здании с 1819 г. Неподалеку находится еще одно помещение музея, выстроенное по проекту Рафаэля Монео и предназначенное для временных выставок. В настоящее время ведутся работы по расширению музея, в связи с чем некоторые галереи могут быть закрыты для посетителей.

Экспонаты музея структурированы по принципу принадлежности к художественным школам. Самые ранние работы размещены на верхних этажах здания. Первый этаж занимают коллекции испанских мастеров XVII века, в том числе работы Веласкеса и Гойи. 

По залам Прадо

Королевская коллекция живописи, переданная Музею в 1829 г., послужила основной экспозиции. Собрание картин появилось в период наибольшего могущества Испании, когда под властью испанской короны находилась часть Италии и Нидерланды, и включает в себя работы самых известных живописцев Европы. XVIII в. в испанском искусстве отмечен сильным влиянием французских мастеров, не в последнюю очередь этому способствовала политическая ситуация в стране — правление Испанских Бурбонов. Если времени для посещения музея у вас немного, то, прежде всего, следует уделить внимание коллекции испанской живописи XVII в.

Испанская живопись

Королевская коллекция живописи, переданная Музею в 1829 г., послужила основной экспозиции. Собрание картин появилось в период наибольшего могущества Испании, когда под властью испанской короны находилась часть Италии и Нидерланды, и включает в себя работы самых известных живописцев Европы. XVIII в. в испанском искусстве отмечен сильным влиянием французских мастеров, не в последнюю очередь этому способствовала политическая ситуация в стране — правление Испанских Бурбонов. Если времени для посещения музея у вас немного, то, прежде всего, следует уделить внимание коллекции испанской живописи XVII в.

Характерные особенности живописи эпохи Возрождения, можно проследить в работах Педро Берругете ("Аутодафе") и Фернандо Яньеса де Альмедины ("Святая Екатерина"). Последний обучался живописи в Италии, в мастерской Леонардо да Винчи, и привнес в свои работы многие черты, характерные для работ учителя.

В картинах маньеристов XVI в. уже можно проследить зарождающиеся особенности испанского искусства: совмещение предельной эмоциональности и сдержанной красоты. Ярким примером таких работ в ту эпоху могут послужить "Снятие с креста" Педро Мачуки и мадонны Луиса де Моралеса. Характерные для полотен Моралеса вытянутые и почти бестелесные человеческие фигуры встречаются и в работах Эль Греко, где им была придана дополнительная драматичность. Картины Эль Греко по большей части хранятся в музеях Толедо, но и в Прадо есть галерея портретов знаменитого живописца, например, "Кавалер с рукой на груди".

XVII век вошел в историю как "Золотой век" испанского искусства. В этот период появляется множество известных работ. В Неаполе под властью испанской короны живет и работает живописец Хосе де Рибера, в чьих работах отчетливо прослеживается влияние Караваджо. Реалистичные образы выполнены с использованием техники светотени (кьяроскуро) и тенебризма (преимущественное использование темных красок). В схожей манере работал Франсиско Рибальта — в Прадо хранится его полотно "Христос, обнимающий святого Бернарда". Заслуживают внимания великолепные работы Сурбарана — портреты святых и монахов, а также натюрморты.

Главные шедевры коллекции, относящейся к Золотому веку, — картины Диего Веласкеса. С 1623 г. и до самой смерти в 1660 г. Веласкес был художником при дворе Филиппа IV. В творчестве он обращался к историческим, мифологическим и религиозным тематикам. Сегодня в музее Прадо находятся все работы Веласкеса, в том числе самое знаменитое его полотно — "Менины". Деятельность еще одного великого испанского мастера, Франсиско Гойя, относится к рубежу XVIII-XIX вв. Гойя — один из наиболее ярких и значимых художников эпохи романтизма. В поздний период творчества, под впечатлением от пережитого в годы войны он писал достаточно мрачные работы. В музее находится его картина "Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 года" и серия так называемых "Черных картин".

Фламандская и голландская живопись  

На протяжении многих лет Нидерланды находились под властью Испании. Эта историческая взаимосвязь получила продолжение и в искусстве — в частности, в любви к работам фламандских примитивистов. В музее находится большая коллекция подобных картин.

В числе наиболее интересных работ эпохи ранней нидерландской живописи следует выделить "Святую Варвару" Робера Кампена и "Снятие с креста" Рогира ван дер Вейдена. В коллекции музея есть и загадочные, полные символизма полотна Иеронима Босха, в том числе его знаменитые работы "Искушение святого Антония" и "Воз сена". Среди картин, созданных в XVI в., выделяется работа Питера Брейгеля Старшего "Триумф смерти". В собрание музея входит более 100 работ знаменитого фламандского живописца Питера Пауля Рубенса, среди них: "Поклонение волхвов". Жемчужина коллекции голландской живописи — "Артемизия" работы Рембрандта. Также в музее хранятся картины Антониса Мора (XVI в.), Антона Ван Дейка (XVI-XVII в.) и великолепного портретиста Якоба Йорданса (XVII в.)

                  

Живопись Италии

В Прадо хранится великолепная коллекция полотен итальянских мастеров. Здесь демонстрируется одна из поздних работ Боттичелли "История Настаджо дельи Онести", выполненная на доске. Это одна из четырех работ, образующих серию по мотивам "Декамерона" Бокаччо, она повествует о рыцаре, обреченном бесконечно убивать любимую. Картина была создана по заказу флорентийских дворян из окружения Медичи.

В музее есть  работы великого Рафаэля: "Путь Христа на Голгофу", "Святое семейства Агнца" и "Портрет кардинала". Заслуживает внимания также ранняя работа великого живописца венецианской школы Тинторетто "Омовение ног", отлично иллюстрирующая мастерство владения перспективой. В Прадо демонстрируются также картины Веронезе и Тициана, в том числе портрет работы Тициана "Карл V в битве при Мюльберге", созданный в память о победе императора Карла V над протестантами Шмалькальденского союза. Есть здесь и работы Джордано и Тьеполо, ярчайшего представителя стиля рококо в живописи (XVIII в.). В Прадо находится работа Тьеполо "Непорочное зачатие" — это часть серии картин, предназначенной для храма в Аранхуэсе.

Живопись Франции

Сближение Испании с Францией в культурной сфере происходит в XVII в., прежде всего, благодаря династическим бракам. Впоследствии этому способствовало и правление испанской ветви Бурбонов. В коллекцию музея входят 8 картин, вероятнее всего, написанных Пуссеном, в том числе "Святая "Цецилия" и "Пейзаж со святым Иеронимом", а также полотно Клода Лоррена "Пейзаж со святой Паулой Римской, садящейся на корабль в Остии".

Период XVIII в. представлен работами Антуана Ватто и Жана Ранка, а также работами известного портретиста, придворного художника французских королей Луи-Мишеля Ван Лоо (такими как парадный портрет короля Филиппа V и королевского семейства).

Немецкая живопись

Коллекция работ немецких авторов более скромна, однако также включает в себя ряд известных произведений. Среди них — несколько картин великого живописца эпохи Возрождения Альбрехта Дюрера: гравюра "Адам и Ева" и "Автопортрет" самого Дюрера в возрасте 26 лет, написанный в 1498 г.

Также в собрании Прадо есть полотна Лукаса Кранаха (XV-XVI в.) и портретиста Антона Рафаэля Менгса (конец XVIII в.), в том числе портреты короля Испании Карла III.