Собор Сан-Марко
12 587

Место
2 маршрута
Скрыть картуПоказать на карте
  • Собор Сан-Марко
  • Собор Сан-Марко
  • Собор Сан-Марко
1 из 3
достопримечательность

www.basiIicasanmarco.it

Патриарший Собор Святого Марка является кафедральным собором римско-католической архиепархии Венеции.

Собор Сан-Марко является самым знаменитым собором Венеции. Благодаря оригинальному соединению декоративных и архитектурных стилей Востока и Запада было построено одно из наиболее знаменитых творений зодчества во всей Европе. Это один из наиболее известных примеров византийской архитектуры. Он расположен в восточной части площади Сан-Марко, рядом с Дворцом Дожей.

Именно многочисленные сокровища заморских владений Республики обеспечили восточное великолепие этому собору. Начиная с 11 века здание было известно под прозвищем «Золотая церковь» (Chiesa d'Oro). К числу сокровищ стоит отнести восхитительные барельефы и колонны, привезенные из Константинополя в 1204 году копии знаменитых бронзовых коней, а также облицовывающий главный фасад цветной мрамор. Пять арочных пролетов церкви украшены роскошными мозаиками различных эпох.

СТРОИТЕЛЬСТВО САН-МАРКО

Церковь выполнена в форме греческого креста. Ее венчают пять огромных куполов. 

Это уже третья церковь, которая была построена на этом месте. Первое здание 828 года было хранилищем для мощей Святого Марка, которые венецианские купцы похитили из Александрии. Церковь была сожжена в результате восстания 976 года, затем перестроена в 978 году, но второй храм не соответствовал возросшему могуществу Венеции, поэтому он был снесен для сооружения более величественной церкви.  За основу при строительстве храма была взята церковь Двенадцати апостолов в Константинополе. Строительство третьего храма было завершено в 1063 году,  он  был освящен в 1094 году. Начиная с 1075 года, все приходящие из других стран корабли были обязаны привозить драгоценные подарки для украшения «Дома святого Марка». Редкие венецианские суда возвращались с Востока без колонн, капителей или фризов, взятых из каких-нибудь древних зданий, чтобы добавить к базилике. Поэтому постепенно фасад здания покрылся мраморными украшениями и резьбой, некоторые из которых намного старше, чем сам Собор Сан-Марко.   В первой половине 13 века были построены притвор и новый фасад храма, было завершено большинство мозаик, деревянные купола были покрыты свинцом, чтобы гармонировать с готической архитектурой Дворца Дожей.  

Более 4240 м² поверхностей собора покрывает великолепная мозаика, большая часть которой относится к ХII-ХIII векам. Творения Тинторетто и Тициана со временем заменили часть этой мозаики.

Частной капеллой дожей собор оставался до 1807 года. Только с 1807 года он стал резиденцией патриарха Венеции, архиепископа Римско-католической архиепархии в Венеции, а роль кафедрального собора Венеции он унаследовал у Сан-Пьетро ди Кастелло.

Экскурсия по собору

От нартекса (атрия) базилики до великолепных куполов Пятидесятницы и Вознесения роскошный интерьер собора Св. Марка представлен сверкающей мозаикой. Восхитительное творение «Сотворение мира» украшает купол Сотворения.

Мозаика с использованием стекла и мрамора служит великолепным украшением пола церкви.

Лошади Святого Марка были установлены на базилику около 1254 года. Они относятся к античности: когда-то эти фигуры украшали арки Траяна. Лошади стояли на ипподроме Константинополя, и в 1204 году дож Энрико Дандоло отправил их в Венецию в качестве добычи из Константинополя в Четвертом крестовом походе. После длительной реставрации с 1990 года они хранятся в музее Сан-Марко (внутри базилики). В настоящее время на фасаде собора стоят бронзовые копии.

В Музее Марчиано хранятся знаменитые кони базилики. В него можно попасть по ступеням, которые ведут из алтаря. Здесь хранится инкрустированная драгоценными камнями Пала д'Оро (Золотой образ).

МОЗАИКА

Купола, пол и стены этой восхитительной базилики покрывает сверкающая позолоченная мозаика (она занимает общую площадь около 8 тыс. м²). Мозаики состоят из золота, бронзы и драгоценных камней. Наиболее ранняя мозаика датируется XII веком. Это работа мастеров Востока, у которых венецианские умельцы достаточно быстро смогли перенять их изысканную технику, как только им было передано украшение собора.  Самыми древними произведениями византийского и готического стиля могут быть признаны, например, изображения святых 11-го века между окнами апсиды. В более высоком своде находится мозаика «Христос Вседержитель».

Современный собор сочетает византийское и западное влияние. Многие сюжеты Веронезе, Тициана, Тинторетто и других известных художников воплотила мозаика XVI века. 

Наиболее впечатляет мозаика центрального купола Вознесения, которая относится к XIII веку и совсем недавно была отреставрирована. Примечательна мозаика купола Пятидесятницы XII века, расположенного над главным нефом. В хранилищах между куполами представлены эпизоды из жизни Иисуса.