• Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
  • Израиль
1 из 23
история

Уже в доисторические племена плодородные земли и редкие оазисы между Нилом и реками Месопотамии населяли народы множества племен, в том числе и кочевые. Сегодня, как и столетия назад, здесь можно повстречать кочевников.

Израиль и Иордания как независимые государства в современных границах появились чуть больше пятидесяти лет назад.

В ходе археологических раскопок близ Иерихона, севернее Мертвого моря были обнаружены самые ранние поселения на Святой земле, их возраст составляет, приблизительно, 12 тысяч лет. Примерно, 10 тысяч лет назад в каменном веке охотники-кочевники перешли к оседлому образу жизни, и в последующие три тысячелетия весь регион был заселен племенами, практиковавшими сельское хозяйство.

Первые государства на этих землях появляются в III тысячелетии до н.э. В прибрежных районах сложилась цивилизация, известная как Ханаанская, однако говорить о единой хананейской нации неправомерно, поскольку здесь не сформировалось единой централизованной державы: лишь ряд враждующих городов-государств и мелких царств. В 1468 г. до н.э. войска хананейцев потерпели поражение в бою с армией фараона Тутмоса при Мегиддо, и часть хананейских земель оказалась во власти Египта. Хананейская цивилизация просуществовала еще два тысячелетия, постепенно уступая позиции новым захватчикам.

Примерно, в 1200 г. до н.э. из-за моря пришел народ филистимлян, давший этим землям новое название — Палестина (что значит «земля филистимлян»), а с востока, из глубин материка явились кочевые племена семитов-израильтян.

Нет достоверных сведений о том, как именно под контролем евреев оказались земли Палестины — возможно, это был результат завоеваний, либо последствия ассимиляции. Не сохранилось исторических источников, полностью подтверждающих одну из версий. Однако в Ветхом Завете упоминается о формировании союза племен, который, предположительно, стал предшественником первого государства евреев — Израильского царства во главе с Саулом.

Фундамент формирования еврейской нации был заложен при преемниках Саула: Давиде (правил, предположительно, в 1010-970 годах до н.э.) и Соломоне (примерно, 970-930 годы до н.э.). Библия гласит, что Давид завоевал Иерусалим и превратил его в столицу молодого государства, а Соломон выстроил в городе знаменитый Первый Храм.

Вавилонское пленение

По Библии, когда не стало Соломона, в результате внутренних конфликтов созданное им государство было разделено на две части: Царство Израилево на севере и Царство Иудейское на юге. Двести лет спустя, Царство Израилево было завоевано ассирийцами, и жители северных земель бежали от захватчиков. Царство Иудейское было обложено данью, а впоследствии, отказавшись ее выплачивать, оно стало жертвой захватчиков. Позднее ассирийцы уступили эти земли вавилонянам — в 587 году был захвачен Иерусалим и разрушен Храм Соломона, а большая часть евреев уведена в рабство. Выжившие бежали на территорию Египта. Армия вавилонян была разбита персидскими войсками во главе с Киром Великим в 538 году до н.э., после чего евреи получили возможность вернуться на земли, где жили прежде.

Второй храм

В VI в. до н.э. евреи вновь вернулись в Иерусалим, на месте Первого Храма был выстроен новый, получивший название Второго Храма.

Персидская империя продолжала оставаться самым сильным и влиятельным государством региона вплоть до прихода армии Александра Македонского. Иудея, как и все соседние с ней регионы, оказалась завоевана войсками македонцев. После смерти Александра, его наследники диадохи разделили территорию огромной империи на несколько государств и продолжили завоевания.

Территория Палестины вошла в состав государства Селевкидов, центром которого стала Сирия. В регионе быстро распространилась греческая культура. В этот период на севере Иордании, Палестины и Сирии сложился свободный союз десяти эллинистических городов-государств Декаполис, в который вошли Филадельфия (Амман), Гераза (Джераш) и Скитополь (Бет-Шеан). Однако Иерусалим остался за пределами греческого влияния. Чтобы сломить евреев, правитель Селевкидов Антиох IV Эпифан (годы правления 175-164 гг. до н.э.) повелел казнить всех жителей государства, соблюдавших обычаи иудаизма, а также переосвятить Второй Храм и установить на Жертвеннике всесожжения алтарь Зевса Олимпийского.

В результате восстания 166-160 гг. до н.э., возглавляемого Иудой (Иехудой) Маккавеем, была свергнута власть Селевкидов и восстановлено иудейское государство. Второй Храм был очищен от скверны, отремонтирован и вновь переосвящен.

У власти в Иудее оказались выходцы из жреческого рода Маккавеев (Хасмонеев). Молодое государство вскоре было ослаблено внутренним конфликтом между Маккавеями и фарисеями — жреческой сектой, выступавшей за жесткое соблюдение религиозных иудейских обрядов. Для борьбы с соперником обе группировки обратились к новому сильному политическому игроку региона — Риму.

Римляне и еврейские восстания Руины Масады

Воспользовавшись возможностью новых завоеваний, римляне в 63 году до н.э. вторглись в Иерусалим. Маккавеев сместили римские губернаторы (прокураторы), однако, чтобы не вызвать протестов местного населения, царем Палестины был назначен ставленник Рима Ирод Великий (годы правления 37-4 гг. до н.э.). При Ироде границы Палестины были расширены, началось строительство нескольких важных укреплений и городов, в том числе крепости Масада, комплекса крепостных сооружений Ирода и города-порта Кесарии. Был реконструирован Второй Храм в Иерусалиме.

Некоторое время после смерти Ирода Иерусалимом правили его сыновья, однако потом город оказался под непосредственным контролем Рима. Огромные налоги, жестокость правителей и насильственное распространение римской культуры усилили недовольство еврейского населения, участились столкновения между римлянами и евреями.

Одним из самых значимых событий стало восстание 66 года, переросшее в Первую иудейскую войну, продлившуюся четыре года. Лишь в 70 году Иерусалим вновь оказался во власти Рима. Город был полностью разрушен, Второй Храм уничтожен, однако для полного подчинения иудеев и подавления восстания понадобилось еще три года. Только после захвата Масады был ликвидирован последний очаг сопротивления. Однако менее чем полвека спустя Иудея снова стала центром масштабного восстания — Второй иудейской войны.

Изгнание евреев

Вторая иудейская война завершилась победой римлян, еврейские поселения понесли большие потери. По решению императора Адриана, Иерусалим после восстановления был преобразован в типичный римский город и получил новое название — Элия-Капитолина. Евреям было запрещено здесь появляться, многие жители Иудеи были проданы в рабство или отправлены в Рим, оставшимся на свободе пришлось бежать из империи.

Палестина под властью Рима

Хотя Иерусалим был закрыт для иудеев, в I и II веках иудейская религия и культура продолжали процветать, в Галилее даже имелось несколько религиозных школ. В этот период учеными были записаны иудейские законы, до сих пор распространявшиеся устно. Вместе с комментариями этот свод законов получил название Талмуда.

Вплоть до начала VI века продолжались гонения христиан, однако впоследствии новая религия укрепила позиции и нашла поддержку в правящих кругах. Император Константин (306-337 гг.) сделал христианство господствующей религией империи, а столицу государства перенес из Рима в греческий город Византий, получивший новое название — Константинополь.

После того, как центр политической и культурной жизни империи переместился на восток, в Святую землю хлынули паломники. Важнейшую роль в укреплении этого движения сыграла мать императора Константина Елена. Иерусалим и места, связанные с жизнью Иисуса Христа, обрели прежнюю значимость, здесь начали появляться христианские храмы и монастыри (последние — преимущественно в пустынях). В 335 году в Иерусалиме был освящен первый храм Гроба Господня, возведенный на месте, где, по преданию, был распят, погребен, а впоследствии воскрес Иисус Христос.

В годы правления императора Феодосия (379-395 гг.) христианство получило статус государственной религии. Впоследствии Римская империя была разделена между сыновьями Феодосия, а латиноязычная Западная империя захвачена германскими племенами. Восточная часть государства, языком которой был греческий, выстояла и получила новое название — Византийская империя.

Раскопки города Кафарнаум Эпоха Византии

Хотя византийская эпоха была отмечена рядом расколов Восточной церкви, этот период принес Святой земле стабильность и процветание. Сюда во множестве приезжали паломники, уединенные монастыри пополнялись новыми обитателями. В эти годы были выстроены два важных религиозных учреждения: монастырь Святой Екатерины на Синае и огромная Новая базилика (Nea Basilica) в Иерусалиме. Святая земля обрела облик, знакомый многим по огромной мозаичной карте в Мадабе.

Период мирного развития и процветания был прерван в 614 году вторжением персидских войск. Евреи, увидевшие в этом возможность упрочения власти и расширения религиозных свобод, поддержали захватчиков, начавших гонения на христиан и осквернение святых мест. Лишь в 628 году армия Византийской империи смогла заставить врага отступить. Палестина вновь оказалась во власти Константинополя. В этом же году в Аравии, по соседству с Византией, армия во главе с пророком Мухаммедом захватила Мекку. Это стало первой победой новой силы и новой религии, которой в последующие десятилетия предстояло полностью изменить политическую и культурную ситуацию на Святой земле.

Арабы и Ислам

Шесть лет спустя после смерти пророка Мухаммеда, в 638 году армия во главе с его преемником халифом Омаром одержала победу над византийцами в битве на реке Ярмук на территории современной Сирии. Палестина была полностью подчинена мусульманами. Иерусалим в исламе, равно как и в иудаизме, и в христианстве считался святым местом, а многие ветхозаветные пророки почитались под новыми именами (например, Авраам, в мусульманской религиозной традиции — Ибрагим). Христианам и иудеям было разрешено жить в Иерусалиме, однако они были обязаны выплачивать, так называемый, «налог на неверных».

В период правления арабских династий Омейадов (661-750 гг.), Аббасидов (750-974 гг.) и при первых халифах династии Фатимидов (975-1171 гг.) группы паломников из Европы и Византии могли беспрепятственно попасть к святыням. Ситуация изменилась в 1009 году, когда к власти пришел Аль-Хаким, третий халиф из династии Фатимидов. Начались преследования немусульман, храм Гроба Господня был разрушен, а в 1071 году Иерусалим перешел под контроль турок-сельджуков, и христианам был запрещен доступ в этот город. Ответом Европы стало проведение Крестовых походов с целью вернуть власть над Святым городом и другими библейскими местами Палестины. Эпоха крестовых походов продлилась следующие 200 лет.

Палестина под властью Мамлюков

На исходе эпохи крестовых походов жизнь в Иерусалиме практически замерла. С 1260 года Палестина находилась во власти династии Мамлюков — представителей военной касты, бывших рабов. Правители контролировали Святые земли напрямую, из Египта, а в Иерусалим ссылали неугодных власти придворных из столицы. Христианских рыцарей, сумевших ненадолго закрепиться в Святой земле, изгнали, однако христианские паломники получили разрешение приезжать сюда на поклон святыням. В 1333 году право постоянного проживания в Святом городе получили монахи-францисканцы, их миссия находилась на территории зала, где, по преданию, некогда проходила Тайная Вечеря. В 1342 году миссия получила благословение папы Клемента VI и стала именоваться Францисканским опекунством в Святой земле.

В следующем веке в Палестину начали стекаться евреи, бежавшие от преследований в Европе. Этот процесс не прекращался вплоть до начала ХХ века. После изгнания мавров из Испании, когда начала более активно действовать Инквизиция, страну покинули, примерно, 100 тысяч евреев, обвиненных в поддержке арабов.

Оттоманская империя Галилейское море

В 1516 году государство Мамлюков было захвачено войсками Оттоманской империи. К этому моменту оттоманские турки, выходцы из северо-западной части современной Турции подчинили ряд соседних с Палестиной земель, в том числе Константинополь (1453 год), положив конец существованию Византийской империи. Наивысшего расцвета Оттоманская империя достигла при султане Сулеймане Великолепном (1520-1566 гг.). В годы его правления в Иерусалиме были выстроены новые городские стены с воротами, а также появился ряд других сооружений.

Со временем власть султанов ослабла, в XVIII веке многие провинции удерживались в составе империи лишь благодаря коррупции, в том числе и Палестина. Но, несмотря на огромные налоги и плохое управление, сюда продолжали съезжаться евреи — турецкое владычество оказалось более безопасным, чем европейское. Большинство приезжих обосновались в Галилее, близ Галилейского моря (Тивериадского озера) и Сафеда, многие присоединились к общинам сефардов (иудеев, мигрировавших в Палестину из Римской империи, а позднее — из Халифата и Испании).

Иерусалим и колониальные власти

Оттоманская империя все больше слабела и теряла власть над землями, входившими в ее состав. В 1831 году Мухаммад Али-паша, правитель Египта восстал против власти турецкого султана и захватил Палестину. Чтобы вернуть эти территории, Турция обратилась за помощью к Великобритании, и в 1838 году, вслед за появлением в Иерусалиме дипломатических миссий Франции и Пруссии, там было открыто и британское посольство. Кроме ведущих европейских держав, за влияние на Святой земле боролась и Россия: так, одной из причин Крымской войны 1854 года стал дипломатический конфликт между Россией и Францией по вопросу контроля над рядом христианских святынь.

Евреи Восточной Европы и России, спасаясь от антисемитизма и погромов, продолжали переселяться в Святую землю. Уже в середине XIX века жилых кварталов в Старом городе Иерусалима стало недостаточно, и поселения начали расти за пределами исторического центра. Впервые за несколько прошедших веков город перешел в стадию интенсивного развития.

Массовая могила жертв-евреев в Тель Авиве, 1921 г.

В Европе в этот период усилились позиции еврейского национального движения, впрочем, в рядах его сторонников были люди разных взглядов. В 1839 году еврей британского происхождения сэр Мозес Монтефиори впервые предложил создать независимое еврейское государство. Идея Монтефиори нашла отклик в массах и получила дальнейшее развитие. В 1896 году еврей австро-венгерского происхождения журналист Теодор Герцель опубликовал статью «Еврейское государство», в которой прозвучал призыв к объединению всех евреев мира. В 1897 году Герцль возглавил Всемирную сионистскую организацию, провозгласившую своей целью «создание в Палестине родины для всего еврейского народа». Был учрежден Еврейский национальный фонд, занимавшийся сбором денег для выкупа земли под поселения.

Однако действия еврейских иммигрантов создавали предпосылки для усугубления существующих конфликтов. Сам лозунг идеологов еврейского государства «Земля без народа для народа без земли» игнорировал тот факт, что значительную часть населения Палестины составляли арабы, и среди граждан арабских держав было достаточно противников создания еврейского государства.

Крах Оттоманской империи

Османская империя утратила контроль над Палестиной в 1917 году, в ходе Первой мировой войны, когда британские войска во главе с генералом Алленби захватили Иерусалим. Арабы, возглавляемые Фейсалом, сражались на стороне британцев, надеясь, что это поможет обрести власть над Палестиной. Однако в «Декларации Бальфура» от 1917 года было упомянуто, что «...правительство Его Величества благоволит созданию национального еврейского государства в Палестине». Впрочем, и это утверждение оказалось не вполне верным — после мирных переговоров 1920 года Великобритания получила мандат на управление Палестиной. 24 июля 1922 года Лига Наций одобрила это решение. Последовавшие протесты арабского населения вынудили Великобританию признать Трансиорданию автономным арабским эмиратом со столицей в Аммане и передать власть эмиру из рода Фейсалов, Абдалле. В 1946 году Трансиордания стала полностью независимой, а Абдалла был коронован.

Арабо-еврейский конфликт Памятник Теодору Герцлю

Еврейское население Святой земли резко выросло в период между двумя мировыми войнами. Если в Первую мировую войну здесь проживало 85 тысяч евреев и, примерно, 500 тысяч арабов, то к началу Второй мировой войны по морю в Палестину прибыло еще порядка 250 тысяч евреев. Каждая новая волна иммиграции накаляла обстановку во взаимоотношениях между палестинской и еврейской общинами.

В 1929 году прошли погромы еврейских общин в Иерусалиме, Сафеде и Хевроне, а в 1936 году началось восстание арабского населения, приведшее к полугодичной забастовке, которая нанесла серьезный удар по израильской экономике.

Создание государства Израиль

К концу 1930-х годов управлять Палестиной посредством мандата становилось все сложнее и все менее выгодно. В 1937 году решением Королевской комиссии в Палестине (она же комиссия Пиля) было предложено разделить эту территорию на арабское и еврейское государства и предоставить бывшей подмандатной территории независимость. Предложение было поддержано евреями и отвергнуто арабами, посчитавшими, что будущему еврейскому государству достанутся лучшие сельскохозяйственные угодья региона.

Отчет министра колоний Великобритании, получивший название «Белая книга 1939 года», предусматривал ограничение еврейской иммиграции на территорию Палестины и введение запрета или ограничений на покупку земли. Однако растущая опасность нацизма продолжала гнать евреев Европы в Святую землю, многие приезжали сюда нелегально или тайком. Британским войскам так и не удалось взять под контроль иммиграцию.

Когда завершилась Вторая мировая война, участились нападения на британцев в Палестине, зачастую за терактами стояли местные экстремисты, направляемые сионистами. 22 июля 1946 года в результате нападения еврейской военной организации «Иргун» на британскую штаб-квартиру в гостинице «Король Давид» (Иерусалим) было убито 80 человек, сотни получили ранения. Для решения «палестинского вопроса» Великобритания обратилась в недавно учрежденную Организацию Объединенных Наций, и 29 ноября 1947 года была принята резолюция ООН о создании на Святой земле двух государств: арабского и еврейского. Иерусалим становился городом с международным управлением. Мандат Великобритании на Палестину был упразднен. 15 мая 1948 года на карте мира появилось государство Израиль. К моменту, когда британцы покинули Палестину, им на смену уже были готовы прийти еврейские власти. За день до прекращения действия мандата на Палестину Давид Бен-Гурион провозгласил о появлении на свет независимого Израиля.

Война 1948 г.

Арабские страны незамедлительно отреагировали на создание еврейского государства. Уже в 1948 году коалиция Сирии, Ливана, Ирака, Иордании и Египта начала войну с Израилем, открыто признав, что желает уничтожить молодое государство. Военные действия завершились в декабре 1949 года подписанием временного соглашения о прекращении огня. К этому моменту перевес был на стороне израильтян, под контролем которых оказался ряд палестинских территорий.

Основной целью каждой из сторон был захват Иерусалима, однако город так и не был занят полностью ни палестинцами, ни израильтянами. Последние взяли под контроль современные кварталы в Западном Иерусалиме, во власти иорданцев оказался Старый город и Восточный Иерусалим. Более 20 лет город был разделен по, так называемой, «зеленой линии».

Арабо-израильские войны после 1949 г.

Чтобы укрепить свои позиции, молодое еврейское государство приняло «Закон о возвращении», в соответствии с которым право на проживание в Израиле имеют лица еврейской национальности из любой страны мира. Первыми воспользовались правом на переселение еврейские общины арабских стран, затем перемещенные евреи Европы, а позднее — выходцы из всех стран мира: от Латинской Америки до СССР.

Отношения с арабскими государствами региона продолжали оставаться напряженными. В 1956 году, после прихода к власти в Египте президента Насера и национализации Суэцкого канала, израильские войска приняли участие в реализации британского плана по захвату этого стратегически важного объекта, однако давление ООН и США вынудило их отступить. В 1967 году началась очередная арабо-израильская война, которую сегодня иногда называют «войной Судного дня». Израиль нанес удар по Синайскому полуострову, заподозрив Египет в военных приготовлениях. Всего за шесть дней были захвачены Голанские высоты (Сирия), сектор Газа и Синайский полуостров (Египет) и Западный берег реки Иордан (Иордания). Иерусалим полностью оказался под контролем израильтян. 6 октября 1973 года, в праздник Йом-Кипур было начато совместное египетско-сирийское наступление на захваченные Израилем территории. В начале арабским войскам удалось потеснить израильтян, но вскоре те перешли в контрнаступление и вернули утраченные позиции. Война завершилась без существенных территориальных изменений: границы Израиля остались такими же, как и шесть лет назад.

Главным результатом следующего конфликта, войны 1973 года стало начало мирных переговоров с Египтом. В 1979 году, по итогам подписания мирных соглашений в Кэмп-Девиде, израильско-египетские отношения были урегулированы, в 1982 году Израиль вернул Египту Синай.

В поисках мира

За войной в Персидском заливе в 1991 году последовала встреча израильских и палестинских делегаций в Мадриде, при посредничестве США. Следующая встреча сторон состоялась в Норвегии в 1993 году, она завершилась подписанием «Соглашения в Осло», символическим жестом примирения стала встреча и рукопожатие премьер-министра Израиля Ицхака Рабина и президента ООП Ясира Арафата у белого дома. В 1994 году была официально завершена война Израиля и Иордании, не прекращавшаяся (формально) с 1948 года. Результатом переговоров в Осло стало создание Палестинской автономии. Однако Рабин был вскоре убит еврейским экстремистом, а в 2002 году не стало и Ясира Арафата. В 2008 году Израиль отметил шестидесятилетие независимости, но независимого палестинского государства на карте так и не появилось.

Сегодня территории Израиля и ПНА разделяет огромная стена, призванная защитить мирных жителей от террористических атак, которые не прекращаются с 1990-х годов. Ситуация продолжает оставаться непростой, однако не прекращаются и поиски дипломатического решения, способного вернуть мир в регион.