Скрыть картуПоказать на карте
Пещеры Лунмынь
достопримечательность

Эти буддийские статуи начали собирать властители династии Северная Вэй (386-534 гг.). Это основатели знаменитого ансамбля пещер Юнъан. Властители династий Тан и Сун увеличили комплекс скальных гротов. Императрица У Цзэтянь особенно преуспела в этом. Но создание ансамбля было прервано начавшимися гонениями на буддистов. Масса «обезглавленных» статуй — результат религиозного вандализма, они являются печальным зрелищем, но современные власти поддерживают пещеры в неплохом состоянии.

Включающий более 2000 гротов и около 100000 статуй (с английскими надписями) ансамбль Лунмынь, помещенный в нескольких пещерах, растянулся на расстоянии 1 км с западного берега реки И.

Неплохо сохранилась пещера Цветка лотоса, созданная, примерно, в 527 г. Ее художественная и историческая ценность определена тем, что исконный облик пещеры не нарушался добавлениями и переделками. Имя пещере дал большой цветок лотоса в середине ее свода в окружении нимф апсар.

Пещера Десяти тысяч будд, созданная в 680 г., является типичным образцом пещерной архитектуры периода Тан. Множественные статуи Будды, расположенные в ней, создают чувство его вездесущности.

Пещера предписания названа так потому, что имеет 140 рецептов по излечению от разных болезней, которые вырезаны на стенах по сторонам от входа. Число рецептов приумножилось за 150 лет, и поэтому они стали редким свидетельством перемен за этот период.

На образование трех пещер Биньянсаньдун потрачено 24 года. Строительство было завершено в 523 г. На основной стене находятся пять крупных статуй Будды. В центре стоит Будда Шакьямуни в окружении четырех бодхисатв, выполненных в аскетическом стиле периода Северная Вэй. Три группы статуй совместно со статуями по боковым стенам воплощают Будду будущего, настоящего и прошлого.

Два больших рельефа с фигурами императора и императрицы, которые молятся Будде, когда-то украшали Биньянсаньдун, однако в 1930-е гг. они были вывезены, и сейчас выставляются в музеях США. Несколько восхитительных скульптур 641 г. хранятся в южной пещере Биньян. Историки искусства в присущей этим скульптурам безмятежности усмотрели переход от сурового и сдержанного стиля Северной Вэй к более активному натурализму периода Тан, примеры которого показаны в Фэнсяньсы.