Национальный музей изящных искусств, Гавана
16 085

Место
Скрыть картуПоказать на карте
  • Национальный музей изящных искусств, Гавана
  • Национальный музей изящных искусств, Гавана
1 из 2
достопримечательность

Национальный музей изящных искусств открылся 23 февраля 1913 года при содействии Эмилио Эредиа. Музейное собрание неоднократно переезжало из одного здания в другое, пока, наконец, не было размещено в здании, расположенном на месте бывшего рынка Колон. В 1954 году здесь был открыт новый Дворец изящных искусств, представляющий собой рационалистическое сооружение с геометрическими линиями. Он был построен по проекту архитектора Родригеса Пичардо.

В настоящее время музей размещается в двух зданиях: старом дворце, в котором представлено кубинское искусство, и в Астурийском центре, где демонстрируется иностранное искусство.

Осмотр музея

После 1959 года в коллекцию музея изящных искусств было добавлено много прекрасных произведений искусства. Все представленные здесь экспонаты разделены на два отдела: кубинское и иностранное искусство. В первом отделе демонстрируется живопись, гравюры, рисунки и скульптуры Кубы. Во втором отделе представлены картины, скульптуры и рисунки из Европы, Латинской Америки и США. Есть здесь и произведения из Древнего Египта и Древнего Рима.

Астурийский центр (иностранное искусство)

В здании, которое предназначалось для размещения коллекции произведений иностранного искусства, до сих пор сохранились его оригинальные архитектурные детали. Здесь есть галереи, общественные залы, кафе, книжный магазин, а также зал, где можно просмотреть видеофильмы, посвященные искусству. Собрание иностранной живописи и скульптуры делится на средневековый, германский, итальянский, фламандский, британский, нидерландский, французский и испанский отделы. В данном центре хранятся работы мастеров европейских школ, Соединенных Штатов и Латинской Америки.

Особого внимания заслуживает фламандская живопись и испанские картины XIX века, среди которых особенно выделяется полотно Хоакина Сорольи «Среди апельсиновых деревьев» (1903 г.). Не менее интересна его же картина «Клотильда в садах де ла Гранха» — портрет жены художника.

Здесь представлены и работы испанских живописцев, в числе которых — Мурильо, Сурбаран, Констебль, Бугеро и Ван Миерис.

Итальянское собрание демонстрирует много пейзажей. Здесь можно увидеть работу Каналетто: «Колледж Челси, ротонда, Рейнлаф-хаус и Темза» (1751 г.), а также знаменитое произведение Франческо Гварди «Лагуна перед Новым дворцом». В числе других выдающихся итальянских работ — «Св. Христофор» работы Якопо Бассано (около 1515-1592 гг.), «Старая дева» Джованни Баттиста Пьяцетты, «Альпийский пейзаж с фигурами» Алессандро Маньяско (1667-1748 гг.), а также «Прием послов» Витторе Карпаччо (1490 г.).

В отделе искусства Древнего мира представлены древнегреческие, древнеегипетские и древнеримские произведения. Здесь же хранятся месопотамские, финикийские, этрусские археологические находки. Одним из самых значимых экспонатов является греческая амфора, датируемая V веком до нашей эры.

Дворец изящных искусств (Кубинское искусство)

В постоянную экспозицию этого музея вошли произведения кубинских художников XVIII-XXI веков. Представленный здесь полный спектр работ отдельных авторов и школ охватывает все главные направления каждого периода. Здесь регулярно организуются временные выставки рисунков, эскизов и гравюр мастеров современного кубинского искусства, которые служат великолепным дополнением постоянной экспозиции.

В работах скульптора Агустина Карденаса (особенно в его деревянной скульптуре «Фигура»), а также живописца Вильфредо Лам (в том числе его работе 1943 года «Стул») заметно влияние африканского искусства и европейского авангарда.

Пейзажи братьев Чартранд и портреты живописца Гильермо Кольясо являются яркими примерами кубинского изобразительного искусства XIX века, отличительной чертой которого является техническое мастерство. Здесь можно увидеть работы таких художников академического направления как Леопольдо Романьяч и Армандо Гарсия Менокаль.

Особый интерес вызывают работы пионеров современного искусства. Одним из таких художников является великолепный пейзажист Виктор Мануэль Гарсия, работам которого присуща мирная атмосфера, гибкость движений фигур и тихое речное течение. Настоящим символом кубинской живописи стала его работа 1929 года, своеобразный «метисский» архетип — «Тропическая цыганка», на которой изображена женщина в бесплодном пейзаже.

Можно здесь увидеть и отдельные произведения Амелии Пелаес: написанный еще в Париже в 1930 году «Натюрморт в темной охре» и более позднее ее творение «Желтые цветы». Соединив кубизм и оригинальные кубинские мотивы, эта художница внесла свежую струю в жанр натюрморта.

Символичным для кубинской живописи стал и один из шедевров Карлоса Энрикеса, который был написан в 1938 году — «Буйство мулатов». На этой картине, на фоне динамичного пейзажа изображен фантастический клубок коней и человеческих тел, который чем-то напоминает классическую тему похищения сабинянок. Ключом к интерпретации мотивов традиционного искусства стала тропическая атмосфера и чувственное изображение человеческих тел.

Проследить за развитием кубинского изобразительного искусства позволяет хронологическая экспозиция. Так, представленные в этой экспозиции работы Уго Консуэгры и Гидо Льинаса являются бесспорным доказательством отхода от фигуративного искусства в 1950-х годах. При этом стоит отметить, что послереволюционному кубинскому искусству характерно многообразие стилей. Так, первые работы Сервандо Кабрера посвящены партизанской войне, а в дальнейшем решил посвятить себя созданию эротической серии картин. Наиболее яркой представительницей неоэкспрессионизма того времени стала Антония Эйрис. Ранним работам Рауля Мартинес присуща абстракция, а уже более поздние его работы выполнены в стиле поп-арту.

Черты африканского наследия прослеживаются и в творчестве такого известного современного художника, как Мануэль Мендиве. Его лучшей работой признан написанный в 1975 году в наивном стиле «Малекон». На этой картине знаменитый городской променад изображен как священное место общения людей с африканскими богами. 70-е года ХIХ века представлены такими художниками, как Нельсон Домингес, Эвер Фонсека, а также работами уникального иллюстратора Роберто Фабело.

Хосе Бедиа (автор смелых инсталляций) и Томас Санчес (с его архетипичными пейзажами) являются самыми яркими представителями среди молодых художников, которые являются выпускниками Национальной художественной школы и Исторической академии Сан-Алехандро.

Художественные бьеннале способствуют пополнению экспозиции работами новых художников.