Собор Сент-Джон
11 797

Место
1 маршрут
Скрыть картуПоказать на карте
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
  • Собор Сент-Джон
1 из 10
достопримечательность

Изюминкой города является собор Сент-Джон. Фасад собора смотрит на St. John Sq. (пл. Сент-Джон-сквер). Собор построен благодаря Великому магистру Жан де ла Касьеру, именно он сделал основательные капиталовложения в строительство храма. Изначально планировалось расположить его неподалеку от госпиталя ордена, но с течением времени отказались от этой идеи, чтобы не тревожить больных звоном колоколов. В некоторых источниках собор Сент-Джон называют кафедральным, и это не совсем верная формулировка. Кафедральным собором считается главный храм Мальты — собор Мдины. Собору Сент-Джон присвоен статус ко-кафедрального, а так как здесь проводит службы архиепископ, его приравнивают по статусу к собору Мдины. Внешний вид собора скромен, можно даже сказать аскетичен, по обе стороны от входа стоят две бронзовые пушки, над входом — балкон, с которого объявляли о принятии важных решений народу высокопоставленные представители ордена. С боков фасад обступили две трехъярусные колокольни. Правая увенчана тремя циферблатами, которые показывают время, месяц и день. Именно собор Сент-Джон ввел «в моду» строительство храмов с двумя башнями-колокольнями. У первого храма Валлетты — собора Богоматери Победоносной колокольня всего одна. После строительства собора Сент-Джон, многие соборы острова проектировались с двумя башнями-колокольнями.

Обыватели и туристы входят в храм со стороны Republic St. Рядом с входом есть скульптура, отражающая три принципа правосудия. На входе можно получить буклет с подробным планом собора, что значительно облегчит  экскурсию. Еще интереснее — аудиогид, но комментариев на русском языке там нет. Одним из важных требований к внешнему виду является отсутствие туфель на каблуке. Экскурсия будет приятнее, если на Вас не будут удивленно оборачиваться, поэтому стоит одеться скромно и удобно.

Внутри собор кажется гораздо больше, чем снаружи. Около 80 лет внутри он был также скромен и суров, как и снаружи. Нынешнему барочному оформлению храм обязан величайшему художнику XVII в. Маттиа Прети, он был приглашен на Мальту магистром Рафаэлем Коттонером именно для того, чтобы придать собору тот торжественный вид, который мы можем наблюдать и сегодня. После оформления храма, Маттиа Прети был посвящен в рыцари по указу Великого магистра, который был очарован красотой собора. Говорят, что Прети ничего не запросил за свой труд. Художник изменил зал собора, на сводах и стенах появились чарующие росписи, он изображал сцены из жизни Иоанна Крестителя и истории ордена. Капеллы и колонны Маттиа украсил тонкой резьбой. Закончив работу, он так и не уехал с острова, прожив там еще 40 лет, оставил много великолепных работ и здесь же закончил жизненный путь. Было решено похоронить художника в соборе: возле первой колонны, слева от парадной двери Вы можете найти его надгробие, на нем — рыцарский герб.

Главный алтарь храма украшен скульптурой «Крещение Христа» (Д. Маццуоли, 1667 г.), скульптурная группа выполнена из белого мрамора. По сторонам арки — два позолоченных органа.

Пол состоит из надгробий, инкрустированных мраморной мозаикой, под ним покоится 356 рыцарей (по другим источникам — более четырехсот). В храме покоятся все магистры ордена, кроме Фердинанда фон Гомпеша, сдавшего Мальту французам в 1798 г. и умершего за пределами страны Дидье Сан-Жая. Во внутреннем дворе храма похоронено 256 рыцарей, павших во время Великой осады, в их честь воздвигнут мраморный памятник, на котором выбиты имена всех рыцарей. Заходя в храм, на первом надгробии можно заметить надпись: «Идущие по мертвым, знайте, когда-то пройдут и по Вам». Но мрачное пророчество часто покрывают ковром служители.

Своя капелла была у каждого из восьми лангов, они расположены в боковых нефах. Зачастую туристов подводят к надгробию магистра Николаса Коттонера. Его бюст стоит на мраморном постаменте среди оружия, пушек и знамен, постамент опирается на двух полуобнаженных мужчин, они стоят на коленях, и их руки заломлены назад. Левая фигура представляет собой оселедца, что можно понять по характерному пучку волос на обритой голове и усам. Некоторые источники утверждают, что это литовский князь Радзивилл, который сначала попал в плен к туркам, а затем был освобожден рыцарями и провел на Мальте остаток жизни. Но эта версия кажется весьма сомнительной, так как непонятно, почему тогда руки князя связаны, а сам он под таким чудовищным гнетом. Тем более, что фигура справа — раб-мавр в такой же унизительной позе. По ещё одной, малоубедительной версии эта скульптурная группа символизирует взаимоотношения ордена с запорожскими казаками, которые были их союзниками в борьбе с турками, но вряд ли союзников изображали, как рабов. Предположительно, верный ответ кроется на скрытых страницах истории, в которых говорится о временах, когда казаки участвовали в боевых действиях совместно с турками и крымскими татарами.

Немецкая капелла представляет четыре персонажа с такими же характерными прическами. Они расположены на противоположных стенах ее свода-арки, который ближе к центральному залу собора. Еще одну пророческую надпись можно видеть здесь же, на надгробии плиты рыцаря Гуттенберга: «Пепел и прах — наш неизбежный конец».

Одним из множества примечательных мест в храме является склеп около алтаря, в котором хранятся останки первых магистров ордена, в том числе и Ла Валлетты. Его надгробие выполнено в виде лежащего рыцаря, ладонь которого поднята вертикально. Тут же захоронен и секретарь магистра — англичанин Оливер Старки. Он сражался с турками в период Великой осады вместе с рыцарями. Чаще проход в склеп закрыт. Чтобы туда попасть, нужно предварительно договориться с администрацией.

В Средние века Сент-Джон являлся одним из самых богатых католических европейских храмов. Он хранил сокровища, которые рыцари собирали столетиями: согласно уставу ордена, новоизбранные магистры и рыцари, которые получили повышение по службе, должны были делать большие пожертвования и дорогие подарки. Великие магистры Рафаэль и Николас Коттонеры (1663-1680 гг.) были особо щедрыми. Например, из трех органов два приобрел Николас Коттонер. В итальянской капелле можно увидеть гербы братьев-магистров и их инициалы — NC и RC. Великим магистром Карафой был подарен главный алтарь, изготовленный из мрамора и бронзы. Его стоимость составляет несколько тысяч эскудо золотом. Рамон де Перюллос (1697-1720 гг.) преподнес богатые фламандские гобелены.

Захватившие в 1798 г. остров французы разграбили храм и весь город. Однако гобелены сохранились, как и некоторые предметы убранства, быстро унесенные и спрятанные. После изгнания французов, спрятанные сокровища вернули на прежнее место.

В 1831 г. Мальту посетил известный писатель Вальтер Скотт, который, восторгаясь, писал, что такой красоты нигде не видел.

Проводя экскурсии, гиды всегда ведут рассказ о серебряной ограде капелл Богоматери Филермской, которая находится справа, рядом с алтарем. Ограду нельзя было вынести и спрятать, поэтому она была замаскирована — покрашена черной краской, которая делала ее чугунной. После того, как опасность миновала, краска была смыта.

Капелла была названа в честь древней чудотворной византийской иконы Богоматери Филермской (Our Lady of Philermo), которую рыцари вывезли с Родоса.

В 1798 г. икона была вывезена с острова магистром Гомпешом, который забрал основную святыню ордена — мощи правой руки Св. Иоанна и часть древа Животворящего Креста Господня. Позднее эти реликвии подарили императору России Павлу I, который был избран Великим магистром, а после Октябрьской революции они были вывезены из России, оказавшись на Балканах, в монастыре Св. Петра Цетинского, в черногорском городе Цетин. В 2006 г. летом мощи Св. Иоанна были доставлены на 40 дней в Россию для поклонения.

С левой стороны у входа в капеллу можно увидеть список с иконы Богоматери Филермской, который сделал сербский иконописец Предгар Милошавич. Рядом располагается короткое описание ее истории и фото церемонии передачи иконы государству Мальты, которое происходило в начале 2001 г., когда на Мальте пребывал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Слева в капелле, перед скамьями для молящихся стоит цветное фото иконы, которое очень потемнело от времени. Но если присмотреться лучше, то можно увидеть образ особенной красоты, с тонкими чертами и выразительными грустными глазами. Лик опечаленной живой женщины отличен от застывших ликов, которые часто встречаются в традиционной иконописи.

Место Богоматери Филермской занимает образ Богоматери Карафской, заключенный в роскошный позолоченный оклад. Его перенесли сюда из итальянской капеллы. Каждый год в первых числах декабря в честь национального праздника Непорочного зачатия Девы (8 декабря) икона выносится из часовни и выставляется в зале собора по правую сторону от алтаря. Ее окружают цветы и горящие свечи. Ее место в это время занимает одна из икон, находящаяся в запаснике музея собора, вид которой намного скромнее. Стоит иметь это в виду, так как запасной вариант можно принять за оригинал.

Справа от алтаря доступ в капеллы ограничен. Стоящий у входа в первую капеллу служитель тактично предупреждает, что вход открыт только для молящихся. Но для вежливых российских туристов здесь делают исключение, если, конечно, они могут пояснить, почему посещение капеллы Богоматери Филермской для них важно.

Частично в здании храма и его пристройке располагается Музей собора. Основным экспонатом является большое по размеру полотно работы Микеланджело Караваджо «Усекновение главы Иоанна Крестителя» (3×5 м). Его считают наиболее ценным достоянием Мальты в области живописи. Данная работа художника — единственная, которая им подписана. Еще одно полотно Караваджо висит напротив — «Святой Иероним». Его украли несколько лет назад, а потом совершенно случайно работа была найдена.

Не менее ценной считают коллекцию, состоящую из 14 фламандских гобеленов, которые выполнены по мотивам картин Рубенса, Пуссена и Прети на евангельские сюжеты. Каждый июнь они выносятся из музея и вывешиваются на стенах в зале собора. В музее можно увидеть роскошные коллекции облачений католических священников и церковную утварь.

Отдельный зал отведен под магазин сувениров.