• Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
1 из 20
знакомство

Король Хасан II (1929-1999 гг.), возглавлявший Марокко на протяжении почти сорока лет, сравнивал страну с деревом, корни которого уходят глубоко в африканскую почву, однако листья впитывают европейский воздух. Эта страна древних культурных традиций стала неотъемлемой частью современного мира, а смешение старины и новизны определяет удивительное своеобразие марокканской культуры.

Марокко ощутимо отличается от других исламских государств. Местная культура формировалась на протяжении трех тысяч лет, в ходе смешения традиций множества этнических групп из различных регионов: от берегов Атлантического океана и Средиземноморья до Среднего Востока и земель Африки южнее Сахары.

Тяга марокканского народа к западным культурным обычаям сдерживается стремлением придерживаться традиций ислама, устоев, проверенных веками. В 1999 году, после смерти короля Хасана II и коронации его наследника Мухаммеда VI, а также прихода к власти левого коалиционного правительства, перед лидерами страны обозначились две важнейшие задачи: решение экономических проблем и обеспечение свободы печати, предопределившие будущие тенденции развития страны.

Изменяющееся общество

В 1950-х годах для Марокко наступило время резких перемен во всех сферах жизни. На смену традиционной племенной сплоченности пришло общество, основанное на партнерских семьях, как в западных странах, практически исчезло многоженство, расцвела коммерция, возросла значимость отдельной личности, ее прав и свобод.

Одновременно растет число жителей больших городов, появляется все больше носителей двойной культуры — тех, кто был рожден в Марокко и воспитан в местных традициях, однако при этом не чужд европейским воззрениям. Молодежь составляет большую долю марокканского населения, и это способствует отходу от традиций прошлого. Однако и по сей день в социально-политической и экономической жизни страны остается немало противоречий и поводов для конфликта. Разрешить эти сложности еще предстоит в будущем.

С момента обретения независимости от Франции в 1956 году главными проблемами страны были и остаются бедность, безработица и неграмотность. Несмотря на то, что на образование тратится 26,3% бюджета, Марокко по-прежнему входит в число государств с самой низкой долей грамотного населения (55%). Образованность не дает гарантии трудоустройства: среди безработных насчитывается свыше 200 тысяч выпускников школ с полным средним образованием. Окончание ВУЗа не гарантирует получения хорошего рабочего места, в то же время университеты являются зоной влияния исламских фундаменталистов.

Берберская культура

Большую часть населения страны составляют арабы и берберы. Властям удается поддерживать межэтническое равновесие, арабский и берберский языки имеют почти одинаковый статус.

Тамазигхт — один из группы берберских языков, он не преподается в учебных заведениях, но передачи на этом языке транслируются по радио и телевидению. С каждым годом все более масштабным становится движение в поддержку берберских языков и культуры, активисты движения проводят концерты и другие культурные мероприятия, а также выпускают печатные издания в поддержку своих идей. В южном районе Сус на средства берберской общины Марокко и зарубежных стран строятся школы, мечети, колодцы и дороги.

Положение женщин

Марокканские женщины составляют конкуренцию мужчинам во всех областях жизни: среди них есть политики и дипломаты, пилоты и журналистки, коммерсанты и писательницы. Женщины назначались советницами монарха, занимали призовые места на олимпиадах и принимали активное участие в борьбе за гражданские права.

Роль женщин в марокканском обществе резко выросла за последние 30 лет. В соответствии с конституцией, принятой 10 марта 1972 года, женщины получили право голоса на выборах и возможность быть избранными в представительные органы власти. В 1994 году членами палаты представителей стали 77 женщин, однако феминистские ассоциации посчитали этот успех недостаточным. Их главным требованием продолжала оставаться отмена кодекса «Мудаввана» — свода законов, который был принят в 1957 году и содержал предписания, касающиеся частной жизни марокканцев, в том числе ущемлял права женщин. Сторонники эмансипации женщин встретились с серьезным сопротивлением со стороны исламских традиционалистов, в том числе министра по религиозным вопросам и видных богословов, а также со стороны религиозных партий, представленных в парламенте. Попытки модернизации, предпринимаемые королем и правительством, также наталкиваются на протест религиозных лидеров.

Перемены в политике

Со смертью Хасана II в 1999 году закончился период жесткого правления — эпохи, символом которой для большинства марокканцев стала фигура министра внутренних дел Дриса Басри, сторонника репрессий и активной деятельности тайной полиции. Неудачные попытки государственного переворота в 1971 и 1972 годах повлекли за собой ужесточение репрессивных мер.

В последние годы правления Хасан II допустил проведение некоторых мер по либерализации режима. В 1998 году было создано правительство национального единства, которое возглавил лидер социалистов Абдеррахман Юсуфи. Впрочем, правительству не удалось сколько бы то ни было серьезно повлиять на политику правящих кругов.

Мухаммед VI, сменивший Хасана II на троне в 1999 году, вскоре после прихода к власти провел ряд давно ожидаемых либеральных реформ. Новый монарх подчеркивает, что прислушивается к народному мнению и стремится ограничить власть исламских радикалов. Одним из первых решений нового правителя стало увольнение Дриса Басри. Был создан ряд королевских комиссий для рассмотрения наиболее насущных вопросов — развитие экономики, создание новых рабочих мест, ликвидация безграмотности, решение проблемы Южной Сахары.

В 2002 году были проведены парламентские выборы, в которых приняли участие более 20 политических партий (многие из которых были созданы незадолго до выборов). Выборы принесли успех Социалистической партии и партии «Истикляль» (что в переводе значит «независимость»), а также Исламской партии справедливости и развития, последняя стала главной оппозиционной силой в новом правительстве.

В мае 2003 года в Касабланке прогремели взрывы, унесшие жизни 43 человек. Этот теракт стал серьезным испытанием для процесса демократизации, начатого Мухаммедом VI.