• Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
  • Марокко
1 из 20
история

Марокко — страна с древней историей. Местное население имеет берберские, арабские и африканские корни, марокканская культура сложилась под влиянием Карфагена и Рима, однако определяющим фактором стал ислам, воцарившийся на этих землях в VII веке. С появлением новой религии сложилось и независимое марокканское государство, на пике расцвета оно превратилось в сильную империю. Из всех арабских держав только Марокко не стало частью Османской империи, однако к жизни современного мира страна присоединилась лишь на исходе колониальной эпохи, в годы правления династии Алауитов.

На протяжении 40 тысяч лет территория современного Марокко играла роль моста между Африкой и Европой. Археологические исследования свидетельствуют, что уже в доисторическую эпоху здесь существовали поселения, однако практически ничего не известно о первых жителях этих мест. Предположительно, это были берберские племена, пришедшие с востока.

Впоследствии на побережье появились торговые фактории финикийцев, в том числе Руссадир (современная Мелилья) и Ликсус (современный Лараш), а также ряд других. Финикийцы обучили местных жителей добывать и обрабатывать железо, а также выращивать виноград.

В V веке до н.э. западноатлантическое побережье открыли для себя жители Карфагена (современный Тунис). После исследовательской экспедиции флотоводца Ханно здесь появились карфагенские торговые фактории, а впоследствии, вероятно, под влиянием принесенных более развитой цивилизацией традиций, сложилось первое царство местных племен — Мавретания.

В 146 году до н.э., после разрушения Карфагена римлянами под властью Рима оказались земли, принадлежавшие в прошлом карфагенянам, а также северная часть территории современного Марокко. При императоре Августе Тингис (нынешний Танжер) стал римским городом. В 25 году до н.э., когда Мавретанское царство лишилось политической самостоятельности, оно превратилось в вассальное государство Римской империи. Во главе царства был поставлен нумидийский царь Юба II, выходец из берберских племен, воспитанный по римским обычаям. Его отец, предыдущий царь Мавретании был убит в 40 году до н.э. При императоре Клавдии царство было уничтожено, а его территория была включена в состав империи как две провинции, Мавретания Цезаренсис (Западный Алжир) и Мавретания Тингитана (современный Марокко). Но новых городов здесь практически не строили, предпочтение отдавалось развитию существующих (Танжера, Волюбилиса, Ликсуса, Банаса, Сала и Тамусида). Южная граница римских провинций проходила в районе современного Рабата. С распространением христианства в III веке власть римлян на этих землях ослабела. Вскоре их сменили вандалы, а затем византийцы.

Пришествие ислама

В конце VII века территорию современного Марокко начинают подчинять новые захватчики, носители молодой религии. Арабские племена, продвигаясь западнее, появились на этих землях в 681 году. Самых больших успехов в завоевании достиг Муса ибн Носейр — в ходе захватов, начатых в 705 году, он собрал под своей властью территории от Танжера до ущелья Драа, после чего на этих землях воцарились омейядские халифы Дамаска. Сопротивление берберов было недолгим, вскоре они приняли ислам. В 711 году Муса начал новый военный поход с целью захватить Испанию. Некоторое время продолжались восстания берберов против арабских правителей, а также (реже) против насаждения ислама. На протяжении 30 лет (739-772 гг.) власть халифов в Западном Магрибе была весьма нестабильной, то тут, то там на подчиненных им землях возникали мелкие независимые царства.

Династия Идрисидов (789-926 гг.)

Вскоре в исламе выделились два основных течения, суннизм и шиизм. В 786 году шииты были разгромлены суннитским халифом из династии Омейядов. Одному из шиитских лидеров, имаму Идрису ибн Абдалле, удалось бежать в Марокко, где он был принят с уважением. В 789 году он возглавил небольшое берберское племя аураба, жившее близ Волюбилиса, и провозгласил о создании небольшого независимого государства. При нем было начато строительство города Фес, однако имам скончался прежде, чем город был завершен (не исключено, что был убит по приказу халифа). При сыне Идриса ибн Абдаллы Идрисе II (793-828 гг.) Фес был достроен и объявлен столицей нового государства. Правители из династии Идрисидов считаются основоположниками марокканской государственности, впоследствии государством управляли султаны еще пяти династий.

Фес быстро разросся и превратился в важный культурный, религиозный и политический центр. После смерти Идриса II царство было разделено пополам между его наследниками, а впоследствии перенесло еще несколько разделений между их потомками. Раздробленное и ослабленное царство не смогло противостоять нашествию войск аббасидского халифа, лидера шиитов Туниса и Египта, а также армии омейядского халифа-суннита, правителя Кордовы и Андалусии.

Альморавиды (1062-1147 гг.)

Новые захватчики нанесли удар государству Идрисидов с юга. Кочевые племена берберов-санхаджа, населявшие территорию современной Мавритании, приняли ислам в IX веке (после паломничества в Мекку вождь племени Яхья ибн Ибрахим специально позвал на родину одного из исламских теологов, чтобы ознакомить народ с новой верой). С 1054 года племена, принявшие новое название аль-Мурабитун, или Альморавиды (что значит «народ рибата» и напоминает об исламском сторожевом доме-рибате в устье Сенегала) начали масштабное завоевание соседних земель с целью создания чисто исламского государства.

Первый правитель династии Альморавидов, Юсуф ибн Ташфин (1061-1107 гг.), называвший себя «Повелителем правоверных» заложил город Марракеш, который в 1062 году превратился фактически во вторую столицу Марокко, и подчинил себе земли на север до Танжера, а позднее (к 1082 году) — на восток, до Алжира.

В 1031 году омейядский халифат Аль-Андалус (столица — Кордова) распался на несколько мелких мусульманских княжеств (тайфа). В 1085 году в ходе реконкисты (христианского отвоевания испанских земель) король Кастилии и Леона Альфонс V захватил Толедо. Тайфа обратились за помощью ко всем мусульманам мира, в 1086 году войска Юсуфа ибн Ташфина пересекли пролив и нанесли удар по армии Альфонса V близ Бадахоса. Впоследствии власть Альморавидов распространилась на землях до Барселоны к северу и до рек Сенегал и Нигер на юге.

Единой религией во всех регионах огромной империи был ортодоксальный сунитский ислам. Наследником Юсуфа ибн Ташифина стал Али ибн Юсуф, сын султана от христианки из Андалусии. За время его правления (1107-1143 гг.) андалусская культура распространилась по всей империи, однако власть центра над регионами существенно ослабла. Начались мятежи, один из которых, начатый Альмохадами в южных областях империи, вынудил последних правителей династии Альморавидов бежать в Испанию.

Расцвет западной мусульманской империи

Как и в случае с Альморавидами, начало новой династии и новой империи положили последователи нового учения, предложенного в 1125 году берберским ученым и путешественником Ибн Тумартом. Ибн Тумарт вел жизнь отшельника в ущелье Тинмаль (Высокий Атлас), его проповеди содержали призыв к нравственному преображению и возвращению к ценностям шариатской морали. Он осуждал Альморавидов как вероотступников и предателей. Преемник Ибн Тумарта Абдэль-Мумен, назвавший себя «Повелителем правоверных», начал наступление на земли Альморавидов, и буквально за год (1146-1147 гг.) захватил важнейшие города империи, в том числе Марракеш, Фес и ряд городов Аль-Андалуса. При нем была сформирована самая крупная империя мусульманского Запада. Абдэль-Мумен, принявший сан халифа в 1162 году, стал основателем новой династии Альмохадов. За годы правления он провел ряд реформ, в том числе упрочил центральную власть, модернизировал армию, систему хозяйствования и управления, ввел новые налоги, создал военно-морской флот, открыл ряд университетов и заручился поддержкой других видных арабских династий. Период 1184-1199 годов, когда при власти находился сам Абдэль-Мумен, а впоследствии его внук Якубэль-Мансур «Победоносный» стал эпохой процветания империи. Именно в эти годы жил и творил известный философ Аверроэс, а также врач и ученый Ибн Туфайль.

Но несколько десятков лет спустя и эта династия пришла в упадок. Союз христианских князей Испании разбил армию Мухаммеда эль-Насера в битве Лас-На-вас-де-Толоса, в 1236 году испанцы захватили Кордову, в 1248 году — Севилью. Вскоре из всех испанских владений в руках Альмохадов осталось лишь держава Насридов (столица — Гранада), остававшаяся во власти династии до 1492 года. Последние правители династии владели территориями только в Северной Африке, часть их земель оспаривали представители Хафсидов (эта династия ответвилась от Альмохидов в 1228 году и существовала до 1574 года, в их владении находился Тунис и западный Алжир). Еще один удар по государству Альмохидов нанесло восстание берберов Абдельвадидов из Тлемсена в 1236 году. Вскоре правители лишились контроля над караванными путями Сахары в южной части страны. Восстали и бывшие союзники Альмохадов, Мериниды, которым принадлежали земли на горных плоскогорьях. Вскоре власть в стране вновь сменилась по уже знакомому сценарию, который описал известный магрибийский историк Ибн Хальдун: порочные правители проиграли бой неиспорченным кочевникам, которые, придя к власти, со временем также опорочат себя и их сменят новые кочевники.

Наследием эпохи Альмохадов в культуре Марокко стало появление особой формы ислама — махзен (центральная власть), позволявшей правителям сохранять контроль над своевольными племенами.

Мериниды (1248-1465 гг.)

Кочевые племена берберов-зенетов, возглавляемые Абу Яхьи, постепенно отвоевывали земли Альмохадов, начиная с 1248 года. К 1269 году в их руках оказались все крупные города страны и плодородные равнины, а с захватом Марракеша правлению старой династии пришел конец. Султан Абу Якуб Юсеф сделал Фес столицей нового государства, под властью Меринидов оказались земли, примерно, соответствующие сегодняшней территории Марокко. Вернуть старые владения на Иберийском полуострове новые правители не смогли, а в 1415 году лишились и части земель в Африке, когда португальцы, возглавляемые Генрихом Мореплавателем, завоевали Сеуту. Годы правления этой династии отмечены расцветом городской цивилизации и появлением новых населенных пунктов. Величайшими правителями династии считают «Черного султана» Абуэль-Хасана и его преемника Абу Инана. Начиная с 1420 года, Мериниды начинают уступать власть Ваттасидам — выходцам из берберского племени зенета. Впрочем, Ваттасиды возглавляли государство недолго — с 1464 по 1549 год. В целом XV век вошел в историю как период постепенного упадка марокканской державы.

Две династии шорфа

Шорфа (множественное число от шериф) — прямые потомки пророка Мухаммеда, которые, начиная с эпохи Идриса I были весьма уважаемы и почитаемы в обществе, а также играли важную роль в политической жизни страны. Когда правление берберских династий подходило к концу (ХVI век), шорфа из южных регионов перехватили власть, и вплоть до сегодняшнего дня возглавляют страну. Потомки Мухаммеда были основателями двух династий, Саадидов и Алауитов, которые часто называют непосредственно династиями Шорфа.

Процветание Саадидов (1525-1659 гг.)

Угроза со стороны христиан в XVI веке сплотила мусульман и вновь пробудила в обществе радикальные религиозные движения. В 1509 году из рядов сторонников сопротивления европейцам был избран вождь, шериф племени бенисаад Эль-Каим из долины реки Драа. Последователи Эль-Каима вели борьбу не только за возвращение земель, захваченных португальцами, но и за захват власти в стране. В 1525 году в их руках оказался регион Сус, а также Марракеш, превратившийся в столицу восставших. В 1548 году из Феса был изгнан последний султан династии Ваттасидов, и власть полностью перешла к Саадидам. В период правления этой династии правящему режиму удалось получить международное признание: в 1577 году в Марокко был направлен французский консул. Османская империя к этому времени завоевала Алжир и приблизилась вплотную к границам Марокко. Для отражения турецкой угрозы халиф Мухаммед эш-Шейх попросил помощи у Мадрида и заключил военный союз с Испанией. Впоследствии турецким агентам удалось убить халифа, однако Османская империя так и не подчинила территорию Марокко.

В годы правления династии Саадитов Марокко вел торговлю с Европой, в частности, с Нидерландами и Великобританией. В 1541 году португальцы уступили марокканцам Агадир, сохранив контроль над Мазаганом (Эль-Джадидой), Танжером и Сеутой. В Битве трех королей (1578 год) близ Ксарэль-Кебира были убиты два султана-соперника из династии Саадитов, а также юный король Португалии Себастьян I, племянник испанского короля Филиппа II. После гибели португальского короля его дядя быстро присоединил владения Себастьяна I к своей державе.

Государство Саадитов достигло наивысшего расцвета при Ахмеде эль-Мансуре (1578-1603 гг.). При нем к Марокко были присоединены территории на юге, обеспечившие безопасность движения караванов через Сахару, в ходе реформ укреплено централизованное правление (махзен). Марракеш быстро разбогател на торговле чернокожими рабами из Мали — африканская народная культура, пришедшая в Марокко в эту эпоху, оставила отпечаток в истории страны.

Как и ее предшественницы, династия Саадитов была постепенно ослаблена внутренней борьбой за власть, а также вследствие сложностей с престолонаследием. И вновь на смену дискредитировавшим себя правителям пришли шорфа, состоящие в родстве с Али, двоюродным братом пророка Мухаммеда, их возглавил Мулай Шериф. Подняв восстание в отдаленном Тафилальте, шорфа взяли регион под контроль и оставались здесь вплоть до 1664 года.

Возвышение Алауитов

Представители шестой по счету марокканской династии Алауитов возглавляют страну и по сей день. Короли из этой династии оставались у власти подолгу. Мулай Рашид, первый из Алауитов (правил с 1664 по 1672 год) затратил 10 лет, чтобы взять под контроль все земли Марокко. Годы правления его младшего брата Мулая Исмаила (1672-1727 гг.) стали для страны временем расцвета. При Мулае Исмаиле столицей вместо Феса стал Мекнес, самые отдаленные регионы Марокко были подчинены центральной власти, города Мехдия, Танжер и Лараш, прежде принадлежавшие европейцам, снова перешли в руки султанов. Были установлены отношения с правящими династиями Европы.

Период неустойчивости, последовавший после смерти Мулая Исмаила, завершился с приходом к власти его внука, Сиди Мухаммеда ибн Абдалла. При нем португальцы были изгнаны из Мазагана, началось строительство Могадора (Эс-Сувейры). Но из-за внутренних проблем и дипломатической изоляции в годы правления Мулая Язида и Мулая Слимана страна почти прервала контакты с внешним миром. Прославленный султан Мулай Абдеррахман предпринял попытку модернизации страны, однако этому помешала усиливающееся давление европейских держав. В 1844 году марокканские войска были разбиты французами в сражении при Исли, Великобритания, Франция и Испания все активнее навязывали стране присутствие. При Мулае Абдеррахмане и его наследниках Мухаммеде III и Хасане I ряду государств Европы были предоставлены коммерческие и консульские привилегии в Марокко. В 1860 году Тетуан был захвачен испанцами. Судьба страны была предрешена в ходе Мадридской конференции 1800 года, по результатам которой было узаконено иностранное присутствие в Марокко.

Европейское господство

В 1894 году, когда к власти в Марокко пришел султан Мулай Абдель Азиз, территории Алжира и Туниса уже находились под контролем Франции, колониальные владения подступили вплотную к Марокко. Конкуренцию Франции на африканском континенте в этот период составляли Великобритания и Италия, и захват Марокко существенно укрепил бы французскую колониальную империю. После неудачной налоговой реформы Мулай Абдель Азиз серьезно задолжал Франции при выплате кредитов, что приблизило страну к финансовой зависимости. «Марокканский вопрос», бывший прежде предметом обсуждения только Франции и Испании, обрел новое измерение в марте 1905 года, когда кайзер Германии Вильгельм II высадился в Танжере, чтобы заявить права на часть территорий страны. В 1906 году прошла конференция в Альхесирасе при участии всех заинтересованных в разделе Марокко держав. Результатом стало открытие страны для международной торговли и установление французско-испанского протектората над этими землями.

Ряд происшествий дал французским войскам повод для захвата Уджды и Касабланки в 1907 году. Вскоре Мулай Абдель Азиз был устранен от власти и трон перешел к его брату Мулаю Хафиду. За рядом бунтов и восстаний последовало усиление французского влияния в стране, на смену Мулаю Хафиду пришел его сводный брат Мулай Юсеф. По результатам Фесского договора, который был подписан 30 марта 1912 года, Франция получила протекторат над Марокко.

Был назначен первый генеральный резидент (представитель французских властей) в Марокко — маршал Юбер Лиоте. При нем столица была перенесена в Рабат, был проведен ряд экономических реформ. Лиоте выступил резко против политики ассимиляции, то есть переустройства колонии по примеру метрополии, что позволило сохранить в целостности старинные архитектурные достопримечательности и традиционную инфраструктуру.

Мулай Юсеф скончался в 1927 году, передав трон третьему из сыновей, восемнадцатилетнему Сиди Мухаммеду бен Юсефу, который после коронации принял имя Мухаммед V. С правлением этого султана связывают восстановление независимости государства.

Борьба за Истикляль

В колониальный период большая часть территории страны находилась в зоне влияния Франции, небольшие регионы на севере и юге Марокко принадлежали Испании, Танжеру был присвоен международный статус свободного города. Основным плюсом протектората стало ускоренное экономическое развитие страны: модернизация инфраструктуры, разработка минеральных ресурсов, повышение эффективности сельского хозяйства. Важнейший экономический и портовый центр страны, Касабланка, стремительно рос (раз в десять лет население города удваивалось).

При преемниках Лиоте протекторат начал все больше походить на прямое управление, в обход традиционной местной системы власти махзен. В 1930 году был издан «Берберский дахир» (указ), регламентировавший права берберов. Целью введения этого закона было усиление разногласий между арабской и берберской общинами, чтобы еще больше ослабить страну.

В годы Второй мировой войны движение за независимость в рядах марокканцев обрело новые силы. В 1942 году, в ходе визита союзников в Марокко президент Рузвельт от имени Соединенных Штатов пообещал султану Мухаммеду V поддержку. Заручившись поддержкой партии молодых националистов «Истикляль» («Независимость»), султан одобрил манифест независимости в 1947 году во время выступления в Танжере. Почти десять лет продолжалось противостояние с Парижем. В 1951 году французскими властями были поддержаны действия мятежного паши Марракеша Эль-Глауи, предполагалось, что это поможет устранить от власти султана Мухаммеда V. Султан не отрекся от престола, однако в 1953 году был смещен и его место занял престарелый Бен Арафа. Но и с изгнанием царской семьи из страны борьба за независимость не прекратилась.

Обретению свободы способствовало и давление международного сообщества. Марокканский вопрос был вынесен на обсуждение в ООН, следствием стали переговоры с Францией и триумфальное возвращение султана на родину, где он был коронован как король Мухаммед V. В 1956 году Франция признала независимость Марокко, а в 1958 году к королевству снова присоединились Тарфайя и Танжер.

Современный Марокко

В арабских государствах практически повсеместно на смену монархиям пришли авторитарные республиканские режимы (в Тунисе, Ираке, Йемене, Египте). Однако в Марокко монархия сохранилась как чрезвычайно важный, проверенный временем институт и символ патриотизма. Король Мухаммед придерживался исламских традиций, однако, будучи человеком широких взглядов, поощрял реформирование сельского хозяйства, улучшение системы образования и расширение прав женщин. В Марокко формировались политические партии (под присмотром правящего режима), прошла либерализация экономики. В 1958 году прогрессивное крыло партии «Истикляль» превратилось в отдельную организацию, Национальный союз народных сил (позже — Социалистический союз народных сил), лидерами которого стали Абдеррхаим Буабид и Бен Барка эль-Мехди.

В последующие десятилетия звучали призывы к захвату ряда сахарских территорий и военной поддержке алжирцев, по-прежнему сражавшихся за независимость, однако они не нашли поддержки у властей.

Мухаммед V скончался в 1961 году, передав престол сыну Мулаю Хасану, который был коронован под именем Хасана II. Он возглавлял страну на протяжении последующих 38 лет.

Постоянным вектором во внешней политике Марокко в годы правления Хасана II была ориентация на западные страны, несмотря на то, что отношения с Парижем складывались непросто. Король даже выступал за вступление страны в ЕС. От лидеров многих других исламских государств Хасана II отличала позиция в отношении израильско-палестинского конфликта: правитель Марокко поддерживал идею примирения сторон. Непростые отношения сложились с Алжиром, ставшим независимым государством в 1962 году (в том же году на алжирско-марокканской границе прошел ряд вооруженных столкновений) — одной из главных причин противоречий стала поддержка алжирцами фронта ПОЛИСАРИО, южносахарских сепаратистов.

Периоды либерализации во внутренней политике чередовались с репрессиями и ужесточением мер. Видными внутриполитическими деятелями эпохи Хасана II были генералы Уфкир и Длими, а также министр внутренних дел Дрис Басри. В 1962 году была принята первая конституция, в 1963 году прошли выборы, однако это не сплотило марокканцев. В 1970 году конституция была изменена. В последующее десятилетие были предприняты две неудачные попытки государственного переворота (предположительно — приближенными самого короля), сопровождавшиеся общественными волнениями, однако в целом жизнь страны стабилизировалась. В 1996 году была принята современная конституция Марокко, и власти несколько отошли от жесткого автократичного стиля правления.

Парламентские выборы 1997 года принесли с собой новые перемены в политической жизни. Абдеррахману Юсуфи, лидеру Социалистического союза народных сил и давнему политическому противнику короля было предложено принять активное участие в создании коалиционного правительства, которому предстояло заняться реформированием и модернизацией страны.

После смерти Хасана II в 1999 году к власти пришел его сын Мухаммед VI. Молодой (1963 года рождения) король сразу обрел популярность в народе. В годы правления Мухаммеда VI внутренняя политика Марокко продолжает оставаться пролиберальной и прогрессивной: на родину возвращаются политические изгнанники, поднимаются вопросы прав человека, уделяется внимание развитию опустевших северных провинций. Главными проблемами по-прежнему продолжают оставаться неграмотность, бедность и социальное неравенство. По результатам референдума, проведенного 1 июля 2011 года, было принято решение о реформировании конституции, некотором ограничении королевской власти и предоставлении больших полномочий парламенту.