Скрыть картуПоказать на карте
  • Рейксмузеум
  • Рейксмузеум
1 из 2
достопримечательность

www.rijksmuseum.nl

В музее Рейксмузеум (Rijksmuseum) собрана бесподобная коллекция экспонатов голландского искусства, начиная с XIX столетия и до нашего времени. Музей был открыт в 1885 году во времена жесткой критики, поступавшей от протестантской общины Амстердама за его неоготический стиль. В период с 2003 года по 2008 в здании музея проходила реставрация. Двести самых уникальных экспонатов были выставлены в «крыле Филипса» — Южном крыле.

Путеводитель по галерее

По обе стороны подъездной дороги расположены входы. Правый вход ведет к рисункам и эстампам, прикладному искусству и скульптуре, а левый — в зал Голландской истории. Чтобы продолжить осмотр, необходимо подняться по ступенькам. Огромный вестибюль со справочной и магазином находится на втором этаже. С левой стороны ведет вход в залы живописи XVI-XIX столетий.

С 2003 года в музее проходит реконструкция, поэтому все экспонаты представлены для осмотра в крыле Филипса.

Знакомство с Рейксмузеумом

Познакомиться с коллекцией музея Рейксмузеум за одно посещение невозможно. Музей славится коллекцией голландского искусства, которая является одной из самых уникальных в мире. Кроме прикладного искусства, здесь представлена скульптура, и предметы, созданные в азиатских странах. Особого внимания заслуживает и раздел, который посвящается голландской истории. Если кто-то имеет возможность посетить музей только один раз, то начинать необходимо с бесподобных полотен XVII столетия, среди которых работы Вермера, Франса Халса и других знаменитых мастеров. В конце рекомендуется насладиться «Ночным дозором» Рембрандта.

Голландская история

В секции голландской истории собрана вся история Нидерландов. В первом зале находится известное средневековое полотно «Наводнение в день Св. Елизаветы». В Центральном зале представлены модели кораблей, картины времен Голландской империи, а также обломки с мест кораблекрушений. Особый интерес представляет экспозиция, посвященная памятным битвам в морской истории. Из собранных здесь материалов XVIII столетия можно узнать, какое влияние оказывала революционная Франция на Амстердам.

Живопись раннего периода и зарубежные школы

Кроме собрания итальянского и фламандского искусства, среди которых портреты Пьеро ди Косимо, здесь представлены и первые «голландские» работы. Данные работы, в основном, посвящаются религиозным сюжетам. Примером может быть «Семь проявлений милосердия» неизвестного Мастера из Алкмара, «Поклонение золотому тельцу» — триптих Луки Лейденского, а также «Мария Магдалина» Яна ван Скорела. В XVI столетии религиозная тематика вытеснялась пасторальными сюжетами. Картина «Танец яйца», написанная Питером Артсеном в 1552 году, является ярким примером такого жанра.

Живопись XVII столетия

В 1578 году, после Альтерации, голландское искусство отошло от религиозной тематики и переключилось на светскую. Художники начали писать портреты, пейзажи, натюрморты, картины с видом внутренних помещений домов, морские пейзажи. Начала развиваться жанровая живопись, а также анималистика. Из всех художников, живших в то время в Амстердаме и его окрестностях, наиболее известным считался Рембрандт. Среди его работ, собранных в музее, представлены такие картины как «Автопортрет в образе апостола Павла» (1661 г.), «Еврейская невеста», «Титус в образе монаха» (1660 г.), а также «Ночной дозор». Особое внимание уделяется и работам его многочисленных учеников — Николаса Маса, Фердинанда Бола и других.

Не менее интересны работы Яна Вермера (1632-1675 гг.) «Женщина, читающая письмо» (1662 г.) и «Кухарка». Среди представленных картин Франса Халса наиболее известными считаются «Веселый пьяница» (1630 г.) и «Свадебный портрет». Восхитительный пейзаж «Водяная мельница в Вейке», выполненный Якобом Рёйсдалом (1628-1682 г.), был написан художником в самый пик его таланта. Следует отметить Яна ван де Капелле, Питера Санредама, Яна Стена и Герарда Терборха.

Живопись XVIII и XIX веков

Живопись XVIII столетия имеет сходство с тематикой и качеством работ XVII столетия. Она представляет собой детальную достоверность в написании натюрмортов и портретов. Среди работ этого времени особенно выделяется «Натюрморт с цветами и фруктами» Яна ван Хейсюма. Данная тенденция имела дальнейшее развитие и в «жанровых картинках» художников Адриана ван дер Верфа (1659-1722 гг.) и Корнелиса Троста (1696-1750 гг.). Большинство работ имело сатирический подтекст. Примером этому служит произведение «Художественная галерея Яна Гилдеместера» (1794 г.) работы Адриана де Лели.

Гаагская школа и импрессионисты

Гаагская школа состояла из группы голландских художников, которые в 1870 году собрались в Гааге. Их пейзажные работы получили название «Серая школа» благодаря затянутым облаками небосводам. Авторы смогли уловить приглушенность свойственного для Голландии солнечного света. Среди представленных в Рейксмузеуме работ, в коллекции ХIХ века особенно удачной считается «Утренняя верховая прогулка по побережью» (1876 г.) Антона Мауве (1838-1888 гг.). Данная картина написана мягкими жемчужными красками. Заслуживает внимания и восхитительный «Пейзаж около Гестбруга» Хендрика Ян Вейссенбруха. Голландские импрессионисты отдавали предпочтение активным темам. Примером может послужить произведение «Мост через канал Сингел у Палейстрат в Амстердаме», написанное в 1890 году Георгом Хендриком Брейтнером (1857-1923 гг.).

Скульптура и прикладное искусство

Секция скульптуры и прикладного искусства начинается со средневековой скульптуры, которая посвящена религиозной тематике. Дальше представлена роскошь украшений и мебели времен Ренессанса. Особенно выделяются удивительные образцы Золотого века. Среди представленных экспонатов этого времени — изысканные коллекции изделий из делфтского фарфора и стекла. Хранятся здесь и ювелирные изделия с бриллиантами. На китайской ширме XVII столетия изображены европейские фигуры и феникс. Завершается коллекция несколькими выдающимися произведениями мейсенского фарфора, а также стеклянными изделиями в стиле ар-нуво.

Эстампы и рисунки

Коллекция музея Рейксмузеум насчитывает около миллиона экземпляров. Больше всего здесь ценятся голландские работы (в этом месте хранится большинство офортов Рембрандта). Кроме того, имеются эстампы знаменитых европейских художников — Тьеполо, Дюрера, Ватто, Гойя и Тулуз-Лотрека. Хранится в музее и комплект разноцветных японских гравюр на дереве.

На первом этаже данного музея проводятся небольшие выставки, однако некоторые эстампы можно увидеть лишь по специальному разрешению отдела «Обучающих коллекций», который находится в цоколе.

Искусство азиатских стран

В разделе, посвященном искусству азиатских стран, представлены приобретения голландского имперского торгового прошлого. Попасть в эти залы можно через отдельный вход, который находится с тыльной стороны музея. Особый интерес представляют древние экспонаты: резьба по гранитной скале с Явы VIII века и небольшие бронзовые статуэтки VII века времен китайской династии Танг. Далее расположена очаровательная и весьма откровенная статуя Hindu, именуемая «Божественная красота». Затем представлены шикарные китайские рисунки на пергаменте, мозаичные корейские   шкатулки, а также вьетнамские блюда с изображениями причудливых рыб. Можно сказать, в этом месте находится настоящий кладезь изысканной красоты.