• Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
  • Перу
1 из 49
история

Согласно археологическим исследованиям, первые племена в Перу существовали еще за 20 000 лет до появления инков, что делает эту страну такой же великой, как Месопотамия, Египет, Индия и Китай.

Современная культура Перу стала результатом противостояния западноевропейской цивилизации и самобытной жизни коренных инков. Первые испанцы появились здесь в 1532 году, а вопросы национального самоопределения обеспокоили жителей Анд лишь после обретения государством независимости. Страна находится в процессе развития национального самосознания.

Некоторые ученые предполагают, что первые жители Перу пришли из Азии — с северных земель современной России. Во времена последнего ледникового периода, который был 20-40 тыс. лет назад, они перешли Берингов пролив и попали на земли Северной Америки, откуда расселились и по Южной Америке.

Знаменитый антрополог Тур Хейердал, после нескольких исследований, проведенных в XX веке, высказал идею, что первые переселенцы Перу пришли из районов Тихого и Атлантического океанов.

Наиболее ранние следы человеческих культур, обнаруженных здесь, относятся к 20 000 до нашей эры. Этими свидетельствами являются кости людей и зверей, обнаруженные в пещере Пикимачай, недалеко от Аякучо. Рядом с ними были обнаружены каменные орудия труда. В Пайхане (Ла-Либертад), Гуитарреро (Анкаш), Лаурикоче (Уануко) и Телармачае (Хунин) ученые нашли каменные лезвия, охотничьи ножи, человеческие скелеты и наскальные рисунки.

Ученые считают, что древние люди впервые приручили диких зверей семейства верблюдовых, среди которых — ламы и альпаки, и морских свинок в 7000 году до нашей эры. Около 6 тысячелетия до нашей эры здесь появились небольшие селения, где постоянно проживали племена, занимавшиеся охотой и собирательством. Кочевые индейцы проложили путь по тропам передвижения животных, которые на зиму перебирались из холодных горных районов к теплому побережью. Первые свидетельства земледелия датируются 2900 годом до нашей эры. В это время было начато возделывание земель с целью получения урожая маниоки, кукурузы, хинного дерева, лимских бобов и хлопка. Некоторые антропологи предполагают, что еще в 8 тысячелетии до нашей эры земледельцы, обитавшие на берегах озера Титикака, выращивали картофель, который остается основным продуктом крестьян в Перу.

В докерамической эпохе, в 1800-2000 годах до нашей эры, основу экономики составляло рыболовство, земледелие и торговля. Рыболовные снасти и ритуальные предметы инки изготавливали из хлопка. На морском берегу, на глубине 4 км были найдены разработанные залежи стекловидной вулканической породы — обсидиана, древние люди использовали его для обработки каменных орудий. Это все свидетельствует о постоянном обмене предметов между различными селениями. Жители прибрежных и горных селений обладали коллективной собственностью и трудились вместе. Все это вместе с необходимостью следить за ресурсами стало поводом для создания первых городов.

Караль: прародитель городов

Наиболее ярким примером эпохи основания величественной архитектуры 1800-1100 годов до нашей эры является самый древний город Нового Света — Караль, найденный в Центральных Андах. Этот город с 5-тысячной историей был создан, примерно тогда же, когда создавали монументальные сооружения культуры Египта, Месопотамии, Индии и Китая, а это оказалось на 15 столетий раньше дат, поставленных первыми археологами. Радиоуглеродное исследование растительных тканей показало, что Караль, который является одной из 18 участков культуры Караль-Супе, был создан в 2627 году до нашей эры. А первые селения ольмеков в Мезоамерике появились лишь спустя 1000 лет.

Первые археологи нашли этот древний город в 1905 году, однако он оказался забытым на протяжении следующих 90 лет, так как здесь не было ценных золотых и керамических изделий. В 1994 году перуанский археолог Рут Шейди в результате долгих раскопок обнаружил здесь 20 каменных сооружений, среди которых есть 6 пирамид. Здесь же было найдено большое число свидетельств высокой культуры, в том числе ритуальные дары из ткани, которые были названы «глаза Бога»,

Гигантские здания Караля были возведены в короткий промежуток времени, что говорит о высоком уровне планирования, отличной организованности и участии огромного числа рабочих рук. Тогда сообщество четко делилось на классы, а для объединения людей и управления ими использовалась единая религия. Согласно исследованиям, в процветающем городе обитало до 3000 горожан. О существовании деления общества на аристократию и бедных говорят размеры жилых сооружений. Караль считается прообразом для возведения остальных религиозных оплотов древнего Перу. К 2600 году до нашей эры здесь были основаны и остальные города, которые обладали ритуальными постройками, однако они уступают монументальным сооружениям Караля. Спустя 5 столетий, гигантский город остался без жителей, согласно данным ученых, опустошению города способствовала засуха.

Великое скопление городских сооружений этой долины с величественной архитектурой является единственной находкой подобного рода.

Расцвет и упадок Чавина

Наиболее знаменитой перуанской цивилизацией считается Чавин, которую ученые приравнивают к китайской культуре Шан или месопотамской культуре шумеров. «Золотой век» Чавина датируется X веком до нашей эры, который называется периодом Первого (или Раннего) горизонта 1100-300 годов до нашей эры. Этот период характеризуется упадком цивилизаций, основавших величественные города в прибрежных регионах.

Представители культуры Чавин смогли с помощью религии сплотить прибрежные, горные и восточно-равнинные племена. Им приписывается возведение величественного каменного храма в Чавин-де-Уантаре, который расположен на Северном нагорье Перу. Само сооружение отделано каменными изваяниями и прекрасной росписью. Изображения, сохранившиеся на стеле Раймонди и на монолите Лансон, свидетельствуют о величии высшего божества, которое предстает в виде головы ягуара. Здесь можно увидеть остальные дух природы. Согласно предположениям ученых, Чавин-де-Уантар являлся местом обитания величественной аристократии высших жрецов, которые общались с потусторонними силами посредством кактуса Сан-Педро и прочих галлюциногенов.

Этот храм по величию не уступал остальным храмам, среди которых — Кунтурваси в Кахамарке и Сечин в долине Касма. Именно это явилось причиной стечения большого числа пилигримов и путешественников из Эквадора и южных Анд. В подтверждение этого предположения в Чавин-де-Уантаре были обнаружены восхитительные раковины моллюсков, обитающих в тропических водах Эквадора. Всемирную славу Чавин-де-Уантар принесли искусные гончары, ткачи и кузнецы.

Начиная с IV столетия до нашей эры, могущество Чавина пришло в упадок. Однако и сегодня можно найти отголоски той религии, сплотившей коренных жителей Перу.

Развитие регионов

После того, как влияние Чавина полностью ослабело, в Перу появилось множество региональных цивилизаций, которые явились предвестниками эпохи, названной Периодом развития регионов или Классической эпохой, которая пришлась на III в. до н.э. — X в. н.э. Тогда же были основаны могущественные государства, которые обладали характерными чертами. Основными создателями государств были такие культуры, как Моче, обитавшие в северном побережье, Рекуай и Кахамарка, жившие в северном нагорье, Лима, освоившие центральное побережье, Наска, встречающиеся на южном побережье, и жители южного нагорья — Вари и Тиауанако.

В 220 году до нашей эры на северном побережье была образована империя Моче, которая просуществовала вплоть до 600 года нашей эры. Это государство, основой которого было военное искусство, славилось умелыми инженерами. Именно они оставили после себя гигантские пирамиды, возведенные из необожженного кирпича, среди которых — Уака-де-ла-Луна и Уака-дель-Соль. Они создали разветвленную цепь оросительных каналов в пустынных регионах. Славу государству принесли искусные мастера-ремесленники, создававшие уникальные металлические и керамические предметы. Наиболее яркими шедеврами их работ можно считать гробницы правителя Сипана и татуированную женскую мумию в Уака-Као-Вьеха, что в Эль-Брухо. Обе гробницы являются свидетельством того, что цивилизация Моче была наиболее высокоразвитой культурой в Перу доколумбовой эпохи. По мнению ученых, распаду государства, способствовала засуха.

Во II веке до нашей эры зародилось государство Наска. Эта культура, пришедшая в упадок в VIII веке нашей эры, стала известна благодаря мастерам, создававшим текстильные и керамические шедевры. Ученые полагают, что представители этого народа создали рисунки в пустыне, которые известны как Линии Наска. В память об этой культуре сохранились такие сооружения, как Кауачи, представляющее собой храм и погребальный комплекс. Есть свидетельства, что во II веке нашей эры этот центр собирал большое число паломников со всего региона.

Вдали от побережья, на берегах озера Титикака, в III веке нашей эры зародилась цивилизация Тиунако. Вплоть до XI столетия здесь существовал город и церемониальный комплекс, где проживало почти 40 000 человек. Представители этой культуры научились обрабатывать землю и получать высокий урожай даже при низких температурах плоскогорья. 

Недалеко от Аякучо культура Вари в VII веке нашей эры создали городской центр, который пришел в упадок в XII столетии. Здесь проживало до 70 000 представителей этой цивилизации. В начале 650 года соседние цивилизации Вари и Тиауанако захватили почти все земли современного Перу.

Археологические находки свидетельствуют о взаимоотношении этих двух народов. Каменные статуи, керамические узоры, текстильные изделия Вари и Тиауанако имеют ряд подобных мотивов. Падению этого альянса предшествовал бунт прибрежных племен, который не смогли усмирить представители властвующих цивилизаций.

Империи-завоеватели

Глубокие политические перемены, начавшиеся в X столетии нашей эры на территории Анд, изменили карту этого региона. Это время сохранилось в памяти народа как Эпоха империй-завоевателей. В 900-1532 годах на северном побережье процветали два государства: Сикан и Чиму (или Чимор), Жители первой цивилизации, проживавшие в долине Ла-Лече, являлись наследниками культуры Моче. Именно они возвели пирамиды из необожженного кирпича в Батан-Гранде. Представители культуры Чиму, обитавшие в долине Моче, создали город Чан-Чан, который является самым крупным городом в мире, состоящим из глинобитных сооружений. Империя Чиму достигла пика расцвета в XV столетии, когда занимала территории от северного Тумбеса до южного Чанкая.

Тогда же на берегу появились и остальные культурные центры, среди которых были Чанкай, расположенный севернее Лимы, и южный Ичму, который находился в Пачакамаке. Некогда Пачакамак являлся крупной религиозной и политической столицей, возглавившей долины Римак и Лурин. Южнее расположились земли, принадлежащие Чинча (племена Ика).

Множество маленьких государств появилось в горных регионах, которые существовали в XIII-XV веках. Но лишь Чачапойас и Куско имели высокоразвитое политическое и административное управление, подобно тому, какое было в крупнейших прибрежных цивилизациях.

Империя Чачапойас, затерянная в северных джунглях Сан-Мартина, славилась гигантскими крепостями и крупными городами, наиболее значительным из которых считался Куэлап. Цивилизация, расположенная в долине Куско, стала прародительницей знаменитой культуры инков.

Империя инков

Цивилизация инков, существовавшая в 1197-1532 годах, считается самым ранним в Перу государством, которое сплотило большое число племен. Основателями этой культуры были потомки могущественных родов, обитавших в районе Куско, считавшимся центром объединения племен в 1197 году. В начале XIII столетия инки проявили интерес к близлежащим землям, однако захватить эти территории они смогли лишь в XV веке, во время правления императора Пачакутека. Во времена расцвета империя Тауантинсуйу, что в переводе значит Земля Четырех четвертей, владела территорией свыше трети Южной Америки.

Лишь одно столетие понадобилось инкам, чтобы создать самую крупную империю в доколумбовой Америке и во всей истории. Гигантская территория страны восхищала разнообразием. В этой империи можно было найти как заснеженные горные пики и прибрежные пустыни, так и джунгли Амазонии, и город Куска, который находился на холме в сердце государства. До появления инков в Центральных Андах в XI столетии, эти места были заняты самыми разнообразными культурами, которые часто устраивали междоусобные войны. Инки не только захватили этот район, но и создали здесь один общественно-политический уклад и ввели единый язык, дополнив культуру новыми мотивами.

Первая экспедиция и завоевание

Испанский конкистадор Франсиско Писарро, солдат Дего де Альмагро и священник Эрнандо де Луке в 1524 году пустились в путешествие, чтобы изучить и захватить государство Виру, которое находилось южнее современных государств Колумбии и Эквадора. Тогда ходили слухи, что там находится сказочная страна Эльдорадо, полная золота и серебра.

Первые высадки Писарро сопровождались огромными стычками, в которых он терял множество людей. Однако, возвратившись на родину с несметными богатствами, он рассказал всем о роскоши неизведанной страны. Король Карл I в 1529 году назначил Писарро главнокомандующим и возложил на него право на захват новой страны. В 1532 году испанское войско появилось в Тумбесе, когда за власть в стране сражались братья Атуальп и Уаскар. Писарро поспешил использовать этот счастливый случай.

Завоевание Перу испанцами является одним из самых ранних и наиболее жестоких стычек между представителями Старого и Нового Света. Без труда Писарро попал в Кахамарку, где захватил Атуальпа, которого позже предал смерти. Убив Инку, испанский конкистадор захватил империю, которая на время осталась без предводителя. В этом ему помогли остальные царства региона: Чиму, Уанки и Чанки. Чтобы иметь право на наследование завоеванных и ограбленных земель Куско, Писарро приложил все усилия для возведения на трон младшего брата Уаскара, Тупаку Уальпе. Через некоторое этот император был найден отравленным, а его место коронованной марионетки занял Манко Инка.

Завоевав Куско, обиженный Манко Инка в 1536 году возглавил восстание, перебившее почти всех охранников города испанского происхождения. Через некоторое время Манко выбрал удобный момент противостояния Писарро и создал Новоинкское государство, укрытое в горной цепи Вилькабамба. В 1544 году Манко умер, а его место заняли его отпрыски.

Колониальный мир

Альмагро был убит в 1538 году, однако уже в 1541 году защитники, возглавляемые его сыном Диего, который занял место правителя, казнили Писарро. На протяжении следующего года эмиссар королевской свиты Карла I Кристобаль Вака де Кастро и войско сторонников Писарро уничтожил последователей Альмагро в Чупасе.

После войн испанского завоевания и колонизации, которое длилось на протяжении 1532-1821 годов, местное общество оказалось разбитым на два класса: колонизаторы-победители и порабощенные инки. Основной целью конкистадоров были поиск золота и религиозное рвение.

Именно испанцы приняли в новой стране язык, вероисповедание и классовое социальное деление, которое сохраняется и в наши дни. Он создали здесь феодальную систему encomienda, увеличившую разрыв между классами. Она стала причиной новых бунтов. Для улучшения положения в стране испанский монарх подписал новые указы. В период 1542-1548 годов, страну раздирала затяжная гражданская война, развернувшаяся между испанскими колонизаторами и вице-королевством. В 1574 году вице-король Франсиско де Толедо еще раз заставил коренное население платить налог Инки, который забирал у них все деньги, заработанные на ртутном руднике Уанкавелике и серебряном руднике Потоси. Чтобы предотвратить бунт среди индейцев, в 1571 году Толедо предал смерти наследника Манко Капака. Именно этим объясняется тот факт, что восстание было поднято лишь спустя два столетия, наследником Инки Атауальпы, Тупаком Амару II. Этот бунт был поддержан инками всей страны, однако зачинщика схватили и предали смерти в 1781 году. Несмотря на это, коренные жители страны продолжали воевать до 1783 года.

Независимость Перу

В первой половине XIX столетия испанский король Карл IV отрекся от престола, что способствовало появлению идей о независимости. В 1821 году Хосе де Сан-Мартин, который прославился освобождением Аргентины и Чили, возглавил сражение в Перу, в котором королевские войска были разгромлены. 28 июля 1821 года он объявил Перу независимым государством. Через некоторое время Сан-Мартин объединился с венесуэльским генералом Симоном Боливаром — освободителем Венесуэлы, Колумбии и Эквадора, и подчинился ему. Наиболее значительные военные стычки были в 1824 году, в Хунине и Аякучо, в результате которых все современные регионы Перу перестали зависеть от испанцев. Боливар видел будущее в объединении Перу и Боливии, а правительство обоих государств спорило о проведении границы. Однако Перу и Боливия в 1836-1839 годах создали конфедерацию. На протяжении 40 лет после объявления независимости в стране было 35 президентов, которые подписали 15 различных конституций. Однако лишь 4 правителя были избраны в ходе конституционных выборов. Чтобы подправить экономику, перуанцы решили продавать Америке и Европе сухой помет морских птиц (гуано). В 1866 году испанцы оккупировали богатые гуано острова Чинча, что привело к началу перуанско-испанской войны. Спустя несколько лет, земли Перу были заняты Чили, объявившей их своей собственностью, и в 1879 году Перу развернула военные действия против Чили.

Демократия и диктаторы

Окончание Тихоокеанской войны привело к тому, что политический устрой страны оказался в шатком равновесии между демократией и военной диктатурой. В 1919 году в ходе политического переворота к власти пришел Аугусто Легиа, который в 1920 году подписал новую конституцию, согласно которой государство обретало широкие полномочия, а президент мог восходить на новый срок после выборов без других кандидатов. Он проявил строгость и выдержку по отношению к бунтующим массам рабочих. Все это вместе с революцией в России и Мексике привели к разделению убеждений перуанцев. В 1924 году политический лидер Виктор Раул Айя де ла Торре, живший тогда за границей, основал рабочую партию Американский народно-революционный альянс (Alianza Popular Revolucionaria Americana, APRA). Эта партия играет одну из ведущих ролей в политическом устройстве страны.

Генерал Хуан Веласко Альварадо силой пришел к власти в 1968 году, и стал проводить проекты, доказывающие независимость Перу от прочих стран мира. Он не только приостановил действие предыдущей конституции, но и забрал в государственную казну рудники, банки, фабрики, нефтяные компании и СМИ. Чтобы воплотить в жизнь идею «управляемой революции», Альварадо провел широкоформатную аграрную реформу, отобрав асьенды и создав на их почве рабочие кооперативы. Такая резкая смена курса страны обрушила экономику Перу, и заставила президента отказаться от власти. В качестве положительных моментов правления Альварадо отмечают то, что именно он объявил кечуа вторым государственным языком.

В 1980 году в Перу прошли первые демократические выборы, в ходе которых в кресло президента сел Фернандо Белаунде Терри. Идеи нового президента о приватизации производственных компаний страны и повышение доли экспорта не были воплощены в жизнь из-за огромной инфляции, растущей наркоторговли и революционно настроенных рабочих.

Президент Алан Гарсия, возглавивший страну в 1985-1990-х годах, столкнулся с коррупцией и инфляцией. Однако в 1992 году Гарсия был обвинен в расточительстве государственных средств и был вынужден скрываться сначала в Колумбии, а затем — во Франции.

Тактика повстанцев

В 1980-2000 годах в стране разгорелась кровопролитная внутренняя война, поддерживаемая маоистским террористическим движением Sendero Luminoso («Сияющий путь») и Марксистским революционным движением (MRTA) Тупака Амару. Согласно информации, предоставленной «Комиссией по установлению истины и примирению», за эти годы в стране погибло до 70 000 перуанцев. Наиболее значительные меры были предприняты правительством Фухимори после того, как в 1992 году в Мирафлоресе на воздух взлетели два автомобиля.

Через два месяца перед судом предстал пойманный основатель движения «Сияющий путь» Абимаэль Гусман. В 2006 году суд приговорил его к пожизненному заключению.

17 декабря 1996 года MRTA оккупировало японское посольство в Лиме и объявило заложниками 452 людей, среди которых был брат Фухимори и остальные значительные политические деятели. Работы по освобождению велись на протяжении нескольких месяцев, в ходе которых многие захваченные мирные люди были отпущены. Оставшиеся 71 из 72 человек были освобождены лишь 22 апреля 1997 года, после того как перуанские десантники были вынуждены совершить секретную операцию. Убитыми в этой стычке оказались все 14 террористов, один заложник и два солдата.

Триумф и падение Фухимори

Славе Альберта Фухимори, севшего в кресло президента 28 июля 1990 года, способствовали захвату Гусмана и успешному освобождению заложников. За годы его президентского срока инфляция в стране уменьшилась до 20%, установился валютный курс, было подавлено движение «Сияющий путь», а его руководители предстали перед судом. Жители страны выбрали Фухимори президентом в третий раз на выборах в 2000 году. Однако на общемировой арене возник скандал, связанный с его бывшим начальником-шпионом, Фухимори спрятался в Японии и отправил факс об отставке. Перу просит Японию выдать Альберта, чтобы обвинить его в коррупции и нарушении прав человека.

Перу сегодня

В 2001 году президентом Перу стал Алехандро Толедо, победивший Алана Гарсия. Толедо стал первым президентом страны — представителем племени кечуа. За время его правления экономика страны выросла на 6,5%, увеличилось число и объем товаров, вывозимых за границу. Несмотря на эти отличные показатели, все пять лет правления Толедо явились одними из самых скандальных, во время которых ему предъявили обвинения в подделке документов, финансовых махинациях и назначении на посты близких ему людей.

В 2006 году президентом был снова избран Алан Гарсия, однако этому способствовал не личный рейтинг бывшего президента, а его соперник — националист Ольянта Умала.

Несмотря на то, что большая часть страны остается за границей бедности, с 2000 года в Перу установилась экономическая и политическая стабильность. Однако в стране главную роль играет классовая принадлежность, поэтому Перу находится в начале долгого пути социальной интеграции.