Национальный музей древнего искусства
5 271

Место
1 маршрут
Скрыть картуПоказать на карте
  • Национальный музей древнего искусства
  • Национальный музей древнего искусства
  • Национальный музей древнего искусства
  • Национальный музей древнего искусства
1 из 4
достопримечательность

www mnarteantiga-ipmuseus.pt

Собрание музея занимает помещения бывшего дворца графов Алвор (XVII в.). В 1770 г. здание перешло в собственность маркиза де Помбала, и члены его семьи проживали здесь более столетия. Музей был открыт в 1884 году. Из-за характерного цвета окон горожане называют это здание «Домом зеленых окон» (Casa das Janelas Verdes). В 1940 г. к дому была добавлена пристройка, смыкающаяся с главным фасадом. Прежде в этих местах находился монастырь кармелитов (монастырь святого Альберта), однако он был разрушен землетрясением 1755 года. Сохранилась лишь часовня, ставшая частью музея.

Музейная экспозиция представляет собой самое большое в стране собрание художественных полотен. Здесь особенно много работ португальских живописцев на религиозную тематику. Они были изъяты из монастырей после запрета деятельности религиозных орденов в 1834 году. Коллекция скульптурных работ, серебряных и фарфоровых изделий и других образцов прикладного искусства включает в себя экспонаты со времен Средневековья и до XIX века. Особое собрание посвящено связям Португалии со странами Южной Америки, Востока и Африки.

Первый этаж занимают полотна европейских мастеров XIV-XIX вв., коллекция мебели и предметов прикладного искусства. Второй этаж отведен под собрания экспонатов с Востока и из Африки, китайских и португальских керамических изделий, серебряных и золотых украшений. На последнем этаже разместились полотна и скульптуры португальских мастеров.

Европейское искусство

Работы европейских живописцев XIV-XIX вв. занимают помещения на первом этаже и размещены в хронологическом порядке. Многие полотна были переданы музею коллекционерами, что объясняет большое многообразие представленных авторов и тематик. Самые ранние работы в коллекции музея относятся к XIV-XV векам, они размещены в первых залах вместе с другими произведениями эпохи Средневековья и Ренессанса.

В музейном собрании особенно много работ немецких и фламандских живописцев XVI в. Жемчужинами коллекции считаются работы «Святой Иероним» Альбрехта Дюрера (1471-1528 гг.), «Мадонна с младенцем» Ханса Мемлинга (приблизительно, 1440-1494 гг.), «Саломея» Лукаса Кранаха Старшего (1472-1553 гг.), «Искушение святого Антония» Иеронима Босха (приблизительно, 1450-1516 гг.). В музее сравнительно немного работ итальянских мастеров, наиболее известные — полотно «Святой Августин» Пьеро делла Франческо (приблизительно, 1420-1492 гг.), а также церковный алтарь работы Рафаэля (1483-1520 гг.), на котором изображено воскрешение Христа.

Есть здесь и работы знаменитых португальских живописцев, среди них — картины Жозефа ди Обидуша и Грегориу Лопиша (1490-1550 гг.).

Португальская живопись и скульптура

Многие из старейших работ в коллекции музея созданы португальскими примитивистами под влиянием творчества фламандских реалистов. Долгое время Португалию и Фландрию тесно связывала торговля, а в XV и XVI веках у многих живописцев Фландрии были рабочие мастерские в Португалии (например, у Фрея Карлоса Эворского).

Пожалуй, центральное место среди экспонатов музея занимает полиптих из церкви Сан-Висенти-ди-Фора — известнейшая работа, появившаяся в эпоху географических открытий. Когда-то картина украшала церковный алтарь и носила название «Поклонение святого Винцента". Фрагмент, изображающий святого рядом с вельможами, рыцарями, церковниками и простолюдинами был создан, приблизительно, в 1467-1470 годах. Вероятнее всего, автором полиптиха является Нуну Гонсалвиш. Типажи того времени переданы невероятно точно, что повышает историческую и культурную ценность изображения.

Среди работ более позднего периода выделяется портрет юного дона Себаштиану, написанный Криштовану ди Мораишем (XVI в.), и полотна Домингуша Антониу ди Сикейры в духе неоклассицизма. Коллекция скульптурных изваяний включает в себя множество вариантов изображений Христа, Девы Марии и всевозможных святых. Фигуры выполненные из камня и дерева, зачастую выдержаны в готическом стиле. В помещении часовни святого Альберта можно увидеть скульптуры, созданные в XVII веке, а также сюжетную композицию, посвященную Рождеству, работы Машадуди Каштру (XVIII в.)

Португальская и китайская керамика

В музейную экспозицию входит внушительная коллекция керамики, в том числе китайские фарфоровые и португальские фаянсовые изделия. Экспонаты позволяют увидеть, как повлияло искусство Востока на португальских мастеров и как традиции искусств Португалии повлияли на китайские работы.

С XVI века керамические изделия Португалии создавались под сильным впечатлением от фарфора эпохи Мин, и, наоборот, керамические изделия китайских мастеров начинают украшаться характерными для Португалии символами — например, гербовыми знаками. Керамика середины XVIII в. все больше походит на европейские образцы, и украшается более типичной для Европы росписью с пасторальными сценами. В музейной коллекции есть керамические изделия Италии, Испании и Нидерландов.

Восточное и африканское искусство

Тесная взаимосвязь португальских колоний и метрополии прослеживается в собрании работ из слоновой кости, а также в коллекции мебели. В период колонизации в Европе были весьма популярны экзотические диковинки — охотничьи рога из Африки, необычная мебель и другие чужеземные предметы. Есть случаи и обратного влияния культур — на японских ширмах в стиле намбан (XVI в.) можно увидеть сцены торговли чужестранцев с японцами. Само название стиля происходит от японского «намбандзин» («южные варвары»).

Серебро, золото и драгоценные изделия

Собрание сокровищ включает в себя множество церковных драгоценностей. Здесь есть золотое распятие короля Санчо I (1214 гг.) и Беленская дароносица (1506 гг.), а также распятие XVI в. с шипом терновника из христова венца, хранившееся прежде в раке Madre de Deus. Большую ценность представляет набор столового серебра из 1200 предметов, выполненный в Париже мастером Франсуа Томом Жерменом по заказу короля Португалии Жозе I. В набор входят супницы, соусницы, солонки и другие предметы с изящными украшениями. Существенная часть музейной коллекции прежде хранилась в монастырях — эти драгоценные предметы были пожертвованы церкви знатными прихожанами, решившими вступить в религиозные ордена.

Прикладное искусство

Коллекция предметов прикладного искусства включает в себя собрание мебели, ковров и тканей, церковных одеяний и других принадлежностей. Большая часть предметов мебели, входящих в коллекцию, изготовлена в Средневековье и в эпоху Ренессанса. Она выдержана в духе барокко и классицизма, что характерно для вещей периода правления Жуана V, Жозе I и королевы Марии I. Есть здесь и образцы работы иностранных мастеров — прежде всего, французских (XVIII в.).

Собрание тканей включает в себя ковры и покрывала XVII века, большая их часть изготовлена фламандскими мастерами. Поражают искусно вытканные картины, такие как «Крещение Христа» (XVI в.), а также сотканные в Аррайолуше (Arraiolos) гобелены и ковры.