Музей Галуста Гульбенкяна
9 832

Место
Скрыть картуПоказать на карте
  • Музей Галуста Гульбенкяна
  • Музей Галуста Гульбенкяна
  • Музей Галуста Гульбенкяна
1 из 3
достопримечательность

www.museu.gulbenkian.pt

Галуст Гульбенкян появился на свет в 1869 году в городе Скутари Османской империи. Интерес к древностям он проявлял уже подростком: в 14 лет на местном базаре приобрел несколько старинных монет. Гульбенкян унаследовал нефтяной бизнес отца, и уже в 1928 году ему принадлежало 5 % акций четырех крупнейших нефтедобывающих компаний, среди них: British Petrolium и Shell. Такой высокий доход стал наградой от британских промышленников за удачную идею по формированию компании-посредника Turkish Petroleum Company, существование которой укрепило позиции Великобритании на ближневосточном нефтяном рынке. После создания Turkish Petroleum Company, Гульбенкяна прозвали «господином пять процентов". На вырученные средства магнат начинает собирать коллекцию предметов искусства. Годы Второй мировой войны он провел в Португалии, которая осталась нейтральной, и в завещании оставил свои богатства именно этой стране, с требованием сформировать из них благотворительный фонд. Гульбенкяна не стало в 1955 году, фонд его имени процветает и ныне. На средства Фонда проводятся многие культурные мероприятия, поддерживается работа оркестра, балетной труппы, ряда концертных залов и библиотек.

Как и Музей древнего искусства, Музей частных коллекций Галуста Гульбенкяна по праву считается одним из лучших в столице. Экспозиция музея охватывает период продолжительностью в 4000 лет: от эпохи Древнего Египта до нашего времени. Экспонаты размещены в больших светлых залах, многие из помещений имеют выход во дворик или в сад. Коллекция музея относительно невелика, но включает в себя лучшие образцы искусства всех эпох: от древности до современности.

Коллекция музея структурирована по хронологическому и географическому признаку. В первых залах размещены собрания античных и восточных произведений искусства, а далее — коллекции европейской живописи, скульптурных изваяний, мебели, серебряных изделий и украшений.

ЕГИПЕТСКОЕ, АНТИЧНОЕ И МЕСОПОТАМСКОЕ ИСКУССТВО

Экспонаты этой коллекции наглядно иллюстрируют историю развития искусств в Древнем Египте и античных городах: от периода Древнего царства (с 2700 до н.э.) до Римского периода (I век до н.э.). Здесь можно увидеть и алебастровую утварь времен Третьей династии, и фрагмент терракотовой статуи голубого оттенка, и изваяние Венеры, выходящей из воды, созданное в Древнем Риме.

В зале, посвященном античности, хранится великолепная краснофигурная ваза, а также римские медальоны, которые были найдены в египетских землях. Вероятнее всего они были изготовлены в честь Олимпийских игр 242 года, проведенных в память об Александре Великом на территории Македонии. В зале искусства Месопотамии хранится большой барельеф из алебастра, на котором изображено божество весны, держащее чашу священной воды (IX в. до н.э.).

ИСКУССТВО ИСЛАМСКОГО ВОСТОКА

Искусство Ближнего и Среднего Востока представляло особый интерес для Галуста Гульбенкяна, армянина по происхождению. Коллекции произведений искусства исламских стран размещены в светлых залах, окна которых выходят во дворик. Здесь хранится собрание персидских и турецких ковров, тканей, нарядов, керамических изделий, стеклянные светильники и украшенные росписью храмовые сосуды, многие из которых создавались по заказу правителей и богачей. Есть в музее и зал армянского искусства. Здесь хранятся древние рукописные книги XVI-XVIII вв., авторами которых были армяне, переехавшие в Персию, Крым и Османскую империю. 

ИСКУССТВО ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Внушительная коллекция китайских фарфоровых изделий была собрана в период 1910-1930 гг. Жемчужина этого собрания — голубая эмалевая пиала династии Юань (1279-1368 гг.), которую можно увидеть справа от входа в галерею. Это один из старейших экспонатов коллекции, все остальные были созданы значительно позже: расписные фарфоровые изделия в стиле famille verte (XVII-XVIII вв.), старинные книги, драпировки из парчи и шелка, образцы японской ксилографии. Есть в коллекции и драгоценные камни, в том числе китайский нефрит.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (XIV-XVII вв.)

В собрание предметов искусства Европы входят старинные рукописи, печатные книги, изделия из слоновой кости эпохи Средневековья. Интересны изящные диптихи и триптихи из слоновой кости, созданные французскими мастерами, на которых изображены сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматери.

Самые старые художественные полотна в коллекции датируются XV веком. Это работы фламандца Рогира ван дер Вейдена «Святой Иосиф» и «Святая Катерина". Эпоха Возрождения представлена работами «Sacra Conversazione» итальянского мастера Чима да Конельяно (конец XV века) и «Портрет молодой женщины» Доменико Гирландайо (1485 г.). Далее, следуют работы фламандских и голландских живописцев XVII века, в том числе две картины Рембрандта — весьма выразительный и реалистичный «Портрет старика» (1645 г.) и «Александр Великий» (1660 г.), которую художник, предположительно, написал со своего сына Титуса. Есть в коллекции и три работы Рубенса, наиболее ценная из них — «Портрет Елены Фоурмен» (1630 г.), на котором изображена супруга  живописца.

Помимо художественных полотен в собрание входят ковры и ткани, созданные во Фландрии и Италии, керамические изделия и медальоны XV века.

ФРАНЦУЗСКОЕ ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО XVIII В.

Большая часть экспонатов коллекции датируется XVIII веком. Некоторые из предметов мебели, входящих в собрание, были созданы по заказу королей Людовика XV и Людовика XVI. Мебель того времени богато украшалась лакированными вставками, бронзой и черным деревом. Атмосферу старины дополняют древние гобелены и ковры в китайском стиле, украшающие стены. Большая из них часть попала сюда из французских городов Бовэ и Обюссон. Также, в коллекцию входят французские серебряные сервизы, прежде принадлежавшие русским дворянам.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ИСКУССТВО (XVIII-XIX вв.)

Произведения искусства XVIII века в основном включают в себя полотна французских живописцев, таких как А. Ватто (1684-1721 гг.), Ж. О. Фрагонар (1732-1806 гг.) и Ф. Буше (1703-1770 гг.). Среди немногочисленных скульптур выделяется статуя Дианы работы Жана Антуана Гудона, сделанная в 1780 году для украшения сада герцога Саксен-Гота. Впоследствии она некоторое время хранилась в коллекции Эрмитажа (на протяжении XIX — в начале XX вв.).

Отдельный зал посвящен работам пейзажиста Франческо Гуарди (Венеция, XVIII век). В собрание работ английских живописцев входят картины известных портретистов XVIII века, в том числе: «Портрет миссис Лоундес-Стоун» Томаса Гейнсборо (приблизительно, 1775 год) и «Портрет миссис Констебль» Джорджа Ромни (1787 год). Есть здесь и два пейзажа Джозефа Тернера (1775-1851 гг.), изображающие шторм на море, а также полотна французских пейзажистов. В целом, коллекция напоминает о любви Гульбенкяна к реалистической живописи и натурализму. Среди работ, созданных в XIX в., выделяются картины мастеров барбизонской школы, творивших в духе реализма и импрессионизма. Наиболее известные полотна этого периода — работы Эдуарда Мане «Мальчик с вишнями» (приблизительно, 1858 год) и «Мальчик, выдувающий пузыри» (приблизительно, 1867 год), а также «Портрет мадам Клод Моне» работы Пьера Огюста Ренуара (приблизительно, 1872 год). Портрет был написан в гостях у семейной четы Моне, где художник остановился, возвращаясь домой, в городок Аржантёй.

КОЛЛЕКЦИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЛАЛИКА

Последний из залов музея посвящен творчеству французского ювелира Рене Лалика (1860-1945 гг.), работы которого относятся к стилю ар-нуво. Гульбенкян поддерживал дружеские отношения с Лаликом и лично приобрел многие украшения, входящие сегодня в музейную коллекцию. Изделия из драгоценных металлов, слоновой кости и стекла отделаны полудрагоценными камнями. Здесь есть брошки, ожерелья, декоративные гребни, вазы и другие предметы. Их украшают фигурки стрекоз, павлинов и женские силуэты.