Скрыть картуПоказать на карте
Медный всадник
достопримечательность

Из множества памятников и скульптур Санкт-Петербурга памятник Петру I, прозванный «Медным всадником» был и остается самым известным. Первый из крупных памятников города был создан по проекту Этьена Фальконе в 1768-1770 гг.

Екатерина Великая задумалась об установке памятника основателю города в середине XVIII в. В ходе переписки с российской императрицей французский мыслитель Дени Дидро весьма восторженно отозвался о скульпторе Этьена Фальконе, после чего было решено пригласить мастера в Россию.

Фальконе прибыл в Петербург в 1766 г., он приступил к работе над конным памятником. Для создания скульптуры использовалась гипсовая посмертная маска Петра, а также «восковая персона» — фигура императора из дерева и воска, изготовленная К.Б. Растрелли. Над бронзовой головой императора работала ученица Фальконе Мари Колло.

Петр I гарцует на коне, вставшем на дыбы. На голове императора — лавровый венок, символизирующий славу и победы. Император указывает рукой на Неву, Академию наук и Петропавловскую крепость, это своеобразное напоминание о главных целях его правления — распространении просвещения, развитии торговли и росте военной мощи.

Было принято решение поместить памятник на постамент в виде волны, выполненный из цельного камня (в память о том, что Петр Великий обеспечил России выход к морю). Монолит, подходящий для постамента, был обнаружен в 1768 г. в поселке Лахта у берегов Финского залива. Огромная глыба весом в 1600 тонн, прозванная «гром-камень», была доставлена к месту сооружения памятника за 9 месяцев. Сперва камень тащили по земле при помощи специальных приспособлений (силами 400 человек), далее везли его по воде на барже. Прямо в пути группа мастеров-каменотесов обрабатывала глыбу, чтобы придать ей форму, необходимую по замыслу скульптора. Сам «гром-камень», а также устройства для его перемещения неоднократно осматривала лично Екатерина II.

Отливка статуи была начата в 1775 г., работы велись под руководством литейщика Емельяна Хайлова. Когда форму начали наполнять расплавленным металлом, он прорвал стенки и, выплеснувшись, поджег мастерскую. Несмотря на начавшуюся панику, спасти форму удалось благодаря самоотверженности и храбрости Хайлова — он сбил пламя, рискуя жизнью. Основная часть работ по созданию монумента была завершена к 1777 г.

7 августа 1782 г. памятник был торжественно представлен публике. Церемонию посетили несколько тысяч зрителей, однако сам скульптор на открытие монумента не прибыл. За четыре года до этого, из-за разногласий с императрицей Этьен Фальконе был вынужден уехать из России. Он не был приглашен на торжественное открытие памятника, а его заслуги в создании монумента не были никоим образом отмечены — надпись на пьедестале монумента гласит «Петру I Екатерина II».

Памятник быстро обрел популярность среди жителей столицы, а впоследствии был признан одним из символов города. Он получил знаменитое прозвище «Медный всадник» после упоминания в одноименной поэме Пушкина.

Чтобы защитить памятник в годы Великой Отечественной войны от бомбовых ударов немецкой авиации, был выстроен особый 14-метровый футляр. Монумент был полностью скрыт и уцелел в военные годы. Сразу после завершения войны он был открыт. Это одна из наиболее известных исторических и культурных достопримечательностей города.