Храм Зуба Будды
8 468

Место
Скрыть картуПоказать на карте
Храм Зуба Будды
достопримечательность
ХРАМ ЗУБА БУДДЫ В КАНДИ

Храм Зуба Будды, расположенный в крупнейшем городе Шри-Ланки Канди, и хранящийся в нем  Зуб Будды, с которого и начинаются главные святыни буддизма, достаточно хорошо изучены и историками, и путешественниками.

По существующим представлениям зуб Будды, оставшийся после его кремации, долгое время находился  в Индии в руках династии Калинги, последний из правителей который, в предчувствии краха государства, переправил буддийскую святыню на остров Цейлон (ныне Шри-Ланка). Зуб в 371 году перевезла в прическе его дочь. Какое- то время буддийская святыня размещалась в различных городах, и в конце концов была перевезена в средневековую столицу Шри-Ланки Канди, в центре которой и был возведен Храм Зубы Будды, известный также как Далада Малигава.

Сегодня Храм Зуба Будды, отличающийся необычайным богатством интерьера и уникальными экспонатами ( скульптура Будды, высеченная из горного хрусталя, отпечаток следа Будды и даже чучело  слона, 53 года подряд вывозившего ларь с Зубом Будды «в люди» и т.д.)   ежедневно посещают тысячи паломников и туристов. Отсюда ежегодно в августовское полнолуние начинается шествие Эсала Перахера – национальный фестиваль,  состоящий из пяти праздников, узнаваемым антуражем которого стали бесконечная процессия музыкантов, танцоров и… слонов, один из которых и несет на себе золотой ковчег с Зубом Будды.

 Однако кроме этой, известной части истории и современности, есть и другая, где для  пытливого ума историков и путешественников осталось немало  вопросов.

Главные из них – действительно ли Зуб Будды таковым является и «дожил» ли он до наших дней. С самого начала не очень понятно, куда, если верить тому, что после кремации Будды оставалось 4 зуба, делись три остальные. Другой момент. Из исторических источников известно, что португальцы, колонизировавшие Цейлон и насаждавшие там католицизм, охотились за святыней буддизма и в конце-концов  в 1560 году захватили ее. Есть десятки свидетельств очевидцев, на глазах которых адепты португальской католической церкви публично устроили «истолчение и сожжение» Зуба Будды ( и это при том, что в свое время индийские брахманы  якобы не смогли нанести зубу никаких повреждений молотом на наковальне). Однако уже через некоторое время он чудесным образом «восстановился» в Храме Зуба Будды. С объяснением, что, дескать, накануне захвата буддийская святыня была подменена фальшивкой, а оригинал надежно спрятан в одном из храмов Шри-Ланки.

Известно и то, что сам Зуб Будды мало кто видел ( сегодня он, причем в   семи   специальных золотых ковчегах –карандувах, «издалека» демонстрируется публике  всего раз в пять лет). Раньше это было привилегией королевской семьи и высших священнослужителей, особо знатных гостей страны. По некоторым  данным,  Зуб Будды осмотрели советские летчики- космонавты Валентина Терешкова (точно),  возможно Юрий Гагарин ( триумфально  посещал  Шри- Ланку с 7 по 12 декабря 1961 г., высадив деревцо в Ботаническом саду Перадения в Канди, от которого до Храма Зубы Будды езды минут 20), и, что не исключено, многолетний президент  общества дружбы  России и Шри-Ланки генерал-лейтенант Владимир  Ляхов, дважды Герой Советского Союза. К сожалению, никто из них впечатлениями от увиденного не поделился.

И вот тут возникает главный вопрос: а что, собственно, представляет из себя Зуб Будды? Можно понять, что буддийские святыни по религиозным соображениям не могут быть легко доступными. Но тогда как быть с записями немецкого естествоиспытателя и ученого Геккеля, в 1881 году воочию лицезревшего в Канди Зуб Будды, и усомнившегося, что некий, похожий на слоновью кость, отросток, размером более 5 сантиметров и толщиной 2, 5 миллиметра, мог вообще принадлежать человеку.  По сообщению известного российского востоковеда  профессора кафедры Императорского Петербургского университета Ивана Минаева, в  1880 г. посетившего Шри-Ланку и встречавшегося с очевидцами, Зуб Будды вообще мало похож на зуб как таковой. Его размеры – около 9 см в длину и порядка 4 см в ширину. В антропологическом «пересчете» Будда при жизни должен быть человеком почти четырехметрового роста…

Как бы там ни было, Зуб Будды навсегда вошел в святыни буддизма, с недавних времен охраняемых особо тщательно. Это произошло после нападения на Храм Зуба Будды, которое совершили в 1998 году тамильские террористы, развязавшие на острове гражданскую войну. Грузовик с взрывчаткой  протаранил храм, но буддийская святыня не пострадала. С тех пор Храм Зуба Будды находится под  внешней охранной военных.

Ну,  а вопросы… Возможно свои ответы на них найдет каждый, кто посетит Храм священного  Зуба Будды в Шри-Ланке.

Советы самостоятельным путешественникам по посещению Храма Зуба Будды.

1. Несмотря на то, что Храм Зуба Будды работает ежедневно, придется отстоять немалую очередь. Поэтому лучше приходить сюда с утра. Стоимость экскурсии на лето 2014 года – 1500 рупий, примерно 500 рублей.

2. В храме принято ходить без обуви. Европейцам сложно босиком проходить по полам храма, которые только подметаются, но не моются. Поэтому лучше взять с собой носки, желательно грубой вязки. Обязательное условие – скромная одежда, не оставляющая открытых мест на теле.

3. В храм принято приносить подношение Будде –цветы лотоса. А вот поворачиваться спиной к изображению Будды, а тем более пытаться прислониться к нему   в целях селфи – категорически неприемлемо.

4. В комнату с ковчегом ( ступой), где находится Зуб Будды, можно заглянуть ( из-за большого количество желающих режим именно таков) три раза в день:  в 5.30, 9.30 и 18.30. Фотографирование запрещено.

5. Храм Зуба Будды находится практически в центре Канди. Примерно в ста метрах имеется две недорогих гостиницы, где можно остановиться на день или на ночь.

6.В Канди из столицы Шри-Ланки Коломбо лучше всего добираться поездом, который идет с крайней правой платформы 3-го пути вокзала Коломбо Форт. Стоимость билета в вагон 1 класса- 500 рупий ( 170 рублей). До Храма Зуба Будды вас «домчат»  часа за 4.

На фото: именно так выглядит Храм Зуба Будды, где хранится одна их главных святынь буддизма.