Скрыть картуПоказать на карте
Гёта-канал
достопримечательность

www.gotakanal.se

Гёта-канал был построен в 1832 г. и осуществлял жизненно значимое для перевозки древесины и металла сообщение между Стокгольмом и Гётеборгом. Но только спустя сто лет этот водный маршрут стал использоваться для отдыха и развлечения.

Летом канал заполнен небольшими лодками и пассажирскими судами, всю его протяженность можно одолеть на пароходах Диана (1931 г.), Вильгельм Там (1912 г.) и Юно (1874 г.). На остальных кораблях можно пройти менее протяженный маршрут. Имеется очень много специальных туров, например, комбинирующих водные прогулки по каналу с поездками на велосипеде. Туристические услуги предлагаются в гаванях по всему каналу. Его «столицей» является Мутала, где погребен ее создатель, Бальтазар фон Платен (1766-1830 гг.).

Гёта-канал, называемый «Голубой лентой Швеции», представляет собой выдающееся достижение шведской инженерной мысли. В течение 22-х лет 58 тыс. человек (в основном солдат) строили водную магистраль. Вместе с построенным тогда каналом Тролльхеттаном она должна была обеспечить выход из Балтийского моря к проливу Каттегат. Проблемой было не только вырывание канала, но и преодоление разницы в высоте в 92 метра. Монументальный проект невозможно было выполнить без самой новой на тот момент техники: землечерпалок, кранов, подъемников, копёров, растворомешалок и оптических измерительных приборов. Значительная часть этих механизмов и инструментов завозилась из Англии, но по мере роста проекта вместе с ним росла потребность в механическом оборудовании, и в конечном счете Бальтазар фон Платен заложил в Мутале завод по его изготовлению и модификации. Между Мемом на Балтийском море и Шёторпом на озере Венерн — 58 шлюзов.