Ват Пхракэу, Бангкок
4 999

Место
Скрыть картуПоказать на карте
  • Ват Пхракэу, Бангкок
  • Ват Пхракэу, Бангкок
  • Ват Пхракэу, Бангкок
1 из 3
достопримечательность

После переноса столицы на новое место в 1782 году Рама I приступил к строительству храма, посвященного новой династии Чакри. Это должен был быть самый большой и роскошный из всех храмов, украшавших столицы Сиама в прошлом, в том числе в царствах Сукхотхай и Аюттхая. Так появился ват Пхракэу (полное название — ват Пхрасиратана Сасадарам). В 1785 году здесь было установлено изваяние Изумрудного Будды, привезенное из ват Арун, после чего ват Пхракэу получил второе название, более распространенное в народе — храм Изумрудного Будды.

Бот и другие здания

Бот вата Пхракэу был пристроен к основному зданию комплекса специально для размещения священного изваяния Изумрудного Будды. Наружная дверь и окна строения покрыты сложной перламутровой инкрустацией. Вокруг мраморной основы здания установлены бронзовые позолоченные статуи гаруд — мифических созданий, наполовину людей, наполовину птиц.

От главного входа поднимается лестница, вокруг нее стоят защитники-сингхи — каменные изваяния львов в кхмерском стиле.

Стеклянный футляр защищает небольшую статую Изумрудного Будды, установленную на позолоченном алтаре. Фигурка имеет 66 см в высоту, колени Будды разведены на расстояние в 48 см. Предположительно, статуэтка, созданная скульпторами Ланны в XV веке, — не изумрудная, а вырезана из цельного куска жадеита. В зависимости от сезона Будду переодевают в разные наряды: в жару на нем красуется корона и драгоценные украшения, в холодное время года — накидка золотого цвета, а в сезон дождей — желто-золотое монашеское одеяние. «Переодевание» статуи — сложная и глубоко символичная торжественная церемония, которую возглавляет сам король (или принц) Таиланда.

Изнутри стены здания расписаны картинами, изображающими классические буддийские сюжеты, например, рассказ о прошлых воплощениях Будды — джатаки, или о битве Будды с демоном Марой. Эти росписи были созданы в годы правления Рамы III (1824-1851 гг.).

Неподалеку от храма находится двенадцать легких беседок для отдыха (сала).

Юго-восточнее бота расположена беседка Гандхарского Будды (XIX век). Эта великолепная бронзовая статуя выполнена в стиле индийской Гандхары, она играет важную роль в ежегодных ритуалах Королевской церемонии Первой борозды.

Неподалеку от беседки находится колокольня, в колокол которой звонят лишь в дни больших праздников, например, в Новый год.

Верхняя терраса

Верхнюю террасу украшают четыре строения, крайнее из них — великолепная чеди Пхрасиратана. Она была создана в годы правления короля Монгкута (Рамы IV), а при монархе Чулалонгконе (Рама V) строение дополнила крыша из золотой черепицы. В чеди хранится бесценная реликвия — частичка грудной кости Будды.

К чеди примыкает здание библиотеки Пхрамондоп, выстроенное в годы правления Рамы I специально для хранения священных буддийских текстов. Посетителей не пускают внутрь, но можно осмотреть живописное здание снаружи. По углам строения установлены четыре изваяния Будды — копии яванских скульптур XIX века. Оригиналы хранятся в Музее Королевского дворца.

У мондопа (здания для хранения священных текстов) установлен памятник всем правителям династии Чакри, а также бронзовые изваяния слонов, которые некогда принадлежали первым пяти монархам династии.

Севернее мондопа стоит миниатюрная копия храма Ангкор Ват. Этот ват был выстроен на территории современной Камбоджи в годы правления Рамы IV  он входит в число лучших образцов кхмерской архитектуры XII века. В Королевском пантеоне Прасат Пра Тепидом установлены изваяния монархов династии Чакри. Здание пантеона было выстроено при Раме IV. Изначально предполагалось, что здесь будет храниться статуя Изумрудного Будды, но строение оказалось недостаточно вместительным. Посетителей сюда допускают только в День династии Чакри.

Северная терраса

Первое здание храма Пхранак было возведено в конце XVIII века, в период правления Рамы I. Здесь должна была разместиться привезенная из Аюттхаи статуя Будды из сплава золота, меди и серебра, но при Раме III храм разрушили и выстроили на его месте новое строение из известняка и кирпича. Оно должно было стать мавзолеем для праха младших членов правящей династии.

Изваяние Будды Пхаранак было перенесено в соседний вихан Йот — великолепное строение, напоминающее в плане греческий крест. Стены вихана покрыты мозаикой из китайского фарфора. К зданию вихана в годы правления Рамы I было добавлено строение Пхрамонтхиентам (библиотека), ведущие внутрь двери с перламутровой инкрустацией были привезены из вата Бором Буддарам в Аюттхае.

Пранги, якши и галерея «Рамакиен»

Храмовый комплекс Пхракэу окружают монастырские стены, вдоль которых проходит галерея «Рамакиен». Росписи, представленные здесь, в подробностях иллюстрируют древний эпос «Рамакиен». Здесь 178 картин, созданных в конце XVIII века, их постоянно обновляют и реставрируют, поскольку влажная атмосфера галереи разрушает изображения. Панели с росписью чередуются с мраморными колоннами, на которых вырезаны стихи — пересказ сюжета «Рамакиен». Читать текст нужно по часовой стрелке: от вихана Йот и далее.

Входы в галерею защищены парными изваяниями якшей (демонов). Они были установлены в годы правления Рамы II и должны были защищать статую Изумрудного Будды от злых сил. Каждая из статуй-охранников олицетворяет одного из персонажей «Рамакиен». Например, зеленый якша напоминает короля демонов Тотсакана.

В восточной части храмового комплекса поднимаются восемь прангов (башен), украшенных великолепной мозаикой из китайского фарфора. Это символы восьми ступеней буддийского Пути, а также восьмерки планет, вращающихся вокруг Солнца.

Легенда об изумрудном Будде

По преданию, фигурка Изумрудного Будды была обнаружена в 1436 году в городе Чиенграй среди развалин вата, в который попала молния. Когда с обломков здания осыпалась штукатурка, под ней обнаружилась зеленая статуэтка, украшенная золотом. Король, услышав о невероятной находке, решил перевезти ее в столицу царства, Чиенгмай. Однако, когда статую погрузили на слона, тот по непонятной причине отказался идти в столицу и вместо этого направился в город Лампанг. Это было воспринято как знак свыше, которому не стали препятствовать. Статуя долгое время хранилась в Лампанге, впоследствии несколько раз перевозилась. В 1552 году она оказалась в городе Вьентьян (на территории современного Лаоса). В 1778 году, когда город был захвачен генералом Чакри (будущим королем Рамой I), статуя вернулась в Сиам. Пятнадцать лет фигурка провела в ват Арун, а 5 марта 1785 года была торжественно переправлена по реке Чаупхрая в ват Пхракэу, где и находится сегодня.