Церковь Спасителя в Хора
4 044

Место
Скрыть картуПоказать на карте
  • Церковь Спасителя в Хора
  • Церковь Спасителя в Хора
1 из 2
достопримечательность

Храм Христа Спасителя в Хорах богато украшен мозаикой и фресками византийских времен. Мало что известно о появлении этого храма, однако само слово «хора» означает «деревня», поэтому, предположительно, изначально на этом месте стояла сельская церковь. Здание, которое можно увидеть сегодня, было возведено в XI веке. На протяжении 1315-1321 годов оно претерпело перестройку. В этот же период по инициативе известного политика теолога и философа Феодора Метохита здание было украшено фресками и мозаичными панно.

Благодаря Феодору Метохиту была проведена реконструкция храма Спасителя. Сам философ и политик упоминал, что начал работы над восстановлением, помня о том, что «сам Господь стал смертным ради нас». Два купола внутреннего нартекса украшают мозаики, изображающие 66 предшественников Иисуса (Генеалогия Христа).

На венце южного купола виднеется фигура Христа, а несколько рядов картин в купольных канелюрах изображают предков Иисуса, начиная с Адама и заканчивая Иаковом с двенадцатью сыновьями. Северный купол украшен изображением Богородицы с младенцем, центральную фигуру дополняют портреты царей дома Давидова и малых предков Христа.

В нижнем нартексе представлены хорошо сохранившиеся мозаичные панно, на которых изображены сцены из жизни Девы Марии. В собрании из 20 картин представлены картины на сюжеты из весьма популярного в Средние века апокрифического Евангелия от Иакова (создано в II веке), в котором было изложено жизнеописание Богородицы.

На картинах изображены первые семь шагов Девы Марии, вступление в брак с Иосифом и Благовещение.

Люнеты внешнего нартекса расписаны сценами из Христова Детства, написанными по сюжетам из Нового Завета. Цикл картин начинается с северной стены, здесь находится изображение Иосифа, которому является во сне ангел. На последующих картинах иллюстрировано путешествие Марии и Иосифа в Вифлеем, их участие в переписи, рождение Христа и Ирод, приказывающий начать избиение младенцев.

Неф храма украшают три мозаичных панно. Первое, находящееся над основным входом внутреннего нартекса, носит название «Успение Богородицы». Это панно, окруженное рамкой из мрамора, сохранилось лучше прочих. Картина изображает Марию незадолго до смерти, рядом с апостолами и Христом, сидящим у ложа.

В числе других панно, размещенных в нартексах, — картина на восточной стене, в южной части внутреннего нартекса, изображающая Христа и Марию, но без Святого Иоанна.

Во внутреннем нартексе, ведущем в неф, можно увидеть портрет самого Феодора Метохита в тюрбане. Он подносит реконструированный храм в дар Иисусу Христу.

После создания мозаичных панно была начата работа над фресками храма (ориентировочно, в 1320 году). Наиболее интересна фреска, находящаяся в полукуполе над аспидой притвора (места захоронений), которая носит название «Анастасис» («Сошествие в Преисподнюю»). В центре картины — Христос, поправший смерть, а также встающие из могил Адам и Ева. У ног Христа открылись адские врата, а рядом с ними лежит поверженный сатана. Верхний свод украшен фреской «Страшный суд». В правой части картины изображены спасенные души, с левой — проклятые.