Минарет Кальта-Минор
3 221

Место
Скрыть картуПоказать на карте
Минарет Кальта-Минор
достопримечательность

В Хиве находятся около пятидесяти мечетей, почти при каждой из них имеется минарет.

По всему городу поднимаются высокие острые башни, с вершины которых несколько раз в день звучал призыв муллы к молитве. Пожалуй, одно из самых необычных строений этого рода — минарет Кальта-Минор, что в переводе означает «короткий».

История появления минарета такова. В середине XIX в. правитель Хивы Мухаммад-Аминхан решил выстроить медресе, равных которому еще не бывало, и при нем минарет, который стал бы самым высоким в Центральной Азии. Высота минарета должна была составить 70 метров, по задумке хана, это грандиозное строение должно было стать символом величия и могущества правителя города. Но завершить строительство минарета так и не удалось. Легенды гласят, что о возведении огромной башни прослышал бухарский эмир, соперник Мухаммад-Аминхана, он подкупил главного зодчего, чтобы тот согласился выстроить здание таких же размеров в Бухаре. Придворные донесли хивинскому хану об измене архитектора, и тот приказал убить мастера, сбросив его с недостроенной башни. Но после этого ни один из зодчих не согласился достраивать минарет, опасаясь, что его постигнет та же участь, что и первого мастера.

В истории сохранилась и другая версия рассказа о незаконченном минарете. Как пишут современники, в 1855 г. Мухаммад-Аминхан отправился воевать с кочевниками, и его войска потерпели поражение. Хан бежал с поля боя, и уже не возвращался в родной город. Медресе к этому моменту уже было завершено, но минарет не был закончен — башня имела высоту 26 метров и диаметр основания — 14,2 метра. Работы были остановлены перед началом войны, и им уже было не суждено возобновиться.

Преемникам Мухаммад-Аминхана не хватило средств на завершение строительства, и минарет до наших дней остается незаконченным — «коротким», отсюда и название. Впрочем, и в таком виде он остается видной местной достопримечательностью. Лучшие мастера работали над созданием зеленовато-голубой плитки, покрывающей конус башни, по центру строения проходят три декоративных полосы, украшенных орнаментом. Узор был подобран таким образом, чтобы башня казалась завершенной, несмотря на специфическую форму.

Кальта-Минор входит в число символов города.