Ташкентский метрополитен
7 053

Место
Скрыть картуПоказать на карте
Ташкентский метрополитен
достопримечательность

В архитектуре и конструкции ташкентского метрополитена воплощены три главных принципа зодчества: прочность польза и красота. Хотя по числу станций и протяженности линий метрополитен узбекской столицы уступает прославленным метро Нью-Йорка и Москвы, он занимает видное место среди достопримечательностей Ташкента.

Проектирование и строительство метрополитена было начато уже после печально известного землетрясения 1966 года, которое практически разрушило город. Конструкция метро должна была быть предельно сейсмоустойчивой, однако для этого в ходе строительства пришлось преодолеть немало сложностей, связанных со спецификой геологических условий. Грунт в этом районе образован галечниками, насыщенными водой, и просадочными лёссовыми породами, поэтому для большей безопасности линии метро были проложены вблизи от поверхности. Практически на любой станции к поездам можно спуститься по обычным лестницам, и лишь на некоторых имеются эскалаторы.

Первая линия метрополитена заработала в 1977 г. С тех пор город пережил несколько землетрясений, однако подземные коммуникации с честью выдержали все испытания.

В узбекской столице имеются три линии метро, их общая протяженность составляет 47 км. Чиланзарская линия соединяет деловые кварталы в центре столицы (район проспекта Буюк ипак йули) и густонаселенный жилой массив Чиланзар. Узбекистанская линия ведет от студенческого городка, раскинувшегося у корпусов Ташкентского государственного университета, к промышленным районам. Юнусабадская линия проходит от центральных кварталов до спортивного комплекса «Юнусабад» и теннисного стадиона в северной части столицы. Между тремя линиями проложено несколько переходов.

Поезда метрополитена движутся в туннелях, но есть несколько участков, где рельсы поднимаются по эстакадам и выходят на поверхность.

Для оформления станций ташкентского метрополитена использовались местные отделочные материалы — розоватый и светло-серый мрамор, газганский и нуратинский, а также гранит нескольких видов и разные по оттенку диориты, добытые в Кураминских и Чаткальских горах. Для украшения использовалась поливная керамика, издавна использовавшаяся в работах узбекских мастеров, и художественное стекло. Над оформлением станций трудились лучшие художники страны.

В ташкентском метрополитене открыто 29 станций, и каждая выполнена в собственном стиле. Например, станцию «Мустакиллик майдони» (Площадь независимости), увенчанную высоким куполом, украшают величественные колонны из белого мрамора и освещают большие хрустальные люстры. Купол станции «Навои», названной в честь великого узбекского поэта, покрывают майоликовые орнаменты и керамические рельефы, изображающие сцены из произведений Алишера Навои. Станцию «Пушкинская» освещают бронзовые светильники, похожие на свечи в канделябрах — это создает атмосферу эпохи начала XIX в. Стены станции «Космонавтлар» покрывают панно, похожие по форме на иллюминаторы космических кораблей, на которых изображена история освоения космоса. Ряд станций оформлен с использованием традиционных узбекских орнаментальных мотивов.

Ташкентский метрополитен продолжает разрастаться, и в будущем новые линии соединят центр города с крупным жилым массивом Юнусабад, а также с другими удаленными от центра районами столицы. Метро продолжает оставаться самым популярным видом общественного транспорта в Ташкенте.