Ватиканские музеи
9 062

Место
5 маршрутов
Скрыть картуПоказать на карте
  • Ватиканские музеи
  • Ватиканские музеи
  • Ватиканские музеи
  • Ватиканские музеи
  • Ватиканские музеи
  • Ватиканские музеи
1 из 6
достопримечательность

Еще в XVIII веке для публики были выставлены знаменитые произведения искусства. Ватиканские музеи размещены во дворце, они были построены для пап в эпоху Возрождения — Сикста IV, Юлия II и Иннокентия VIII. Здесь можно увидеть знаменитую Сикстинскую капеллу, Станцы Рафаэля. Тут расположена самая значительная в мире художественная коллекция.

Сикстинская капелла

В шестнадцатом веке Микеланджело, используя для работы специальные подмостки, расписывал для папы Юлия II потолок капеллы. Основными сюжетами были Грехопадение и Сотворение мира. Художник изобразил сцены из обоих Заветов и нарисовал сивилл, которые, согласно легенде, предсказали появление Иисуса на свет.

Для реставрации Сикстинской капеллы использовались фотографии, компьютерные разработки, а также спектральный анализ фрески. Истинное творение Микеланджело было отделено от работ более поздних реставраторов. При этом для очистки потолка пытались применять всяческие средства, даже вино и хлеб. В процессе реставрационных работ выяснились подлинные цвета поврежденных изображений: блестящие волосы, кремовая кожа, шикарные и яркие одежды. Критик возмущался удалению лака, который был нанесен художником специально для сгущения красок.

Но во время подробного изучения изображений большая часть экспертов сошлись на мнении, что новые цвета, скорее всего, соответствуют истинным.

Массивные стены самой главной капеллы Ватиканского дворца были расписаны лучшими художниками 15-16 веков. На двенадцати фресках авторства Гирландайо, Перуджино, Синьорелли и Боттичелли, расположенных на боковых стенах, изображены сцены жизни Моисея и Христа. В 1534-1541 годах оформлением стен занимался художник Микеланджело, который завершил работу грандиозной росписью «Страшный суд» на алтарной стене.

"Страшный суд" Микеланджело

«Страшный суд» — один из шедевров Микеланджело, который был создан им в зрелые годы творчества и вернулся к жизни только после реставрации 1993 года. Эту фреску заказал папа Павел III Фарнезе.

Чтобы сделать эту роспись, пришлось удалить более ранние изображения и замуровать над алтарем два окна. Стена был построена под наклоном, чтобы на фреску не попадала пыль. Над ее созданием Микеланджело работал семь лет, закончив ее в 1541 году.

Эта фреска — изображение душ погибших людей, поднимающихся вверх, чтобы встретить гнев Божий. Для оформления алтаря данный сюжет используется крайне редко, но папа решил выбрать его в качестве предостережения для всех католиков, чтобы они оставались верными церкви даже в смуте Реформации.

Но работа Микеланджело не могла не отразить его личных религиозных сомнений. Поэтому фреске не присущи ни строгие формы классицизма, ни христианская ортодоксальность.

Композиция очень эмоциональная и динамична, все изображенные фигуры находятся в движении. Из могил встают умершие, готовые предстать на последнем суде перед лицом Христа. Центром композиции является атлетическая фигура самого Христа, вокруг которого совершается всеобщее движение. Демоны увлекают за собой в ад грешников. Каждый из святых держит в руках орудие своего мученичества. На коже, находящейся в руках святого Варфоломея, художник оставил собственный портрет.

Станцы Рафаэля

Личные апартаменты папы Юлия Второго были надстроены над его предшественником Александром Шестым, которого он ненавидел и который умер в 1503 году. Юлия восхищали работы Рафаэля, поэтому он решил поручить мастеру роспись четырех станц. Художник вместе с учениками начал  работу, заменяя собственным творчеством работы предшественников, в числе которых был его учитель — Перуджино. На эту трудоемкую работу ушло шестнадцать лет, но художник умер, не окончив ее.

Зал Константина

Работу над оформлением этой комнаты начал в 1527 году Рафаэль, но большая часть росписей была выполнена учениками после его смерти. Тематика фресок — торжество христианской религии над язычеством.

Основные фрески изображают сцены жизни Константина — первого христианского императора. В их числе — «Победа императора над противником Максенцием в Битве у Мильвийского моста», созданная по эскизу самого Рафаэля, а также «Видение Креста».

Станца Д`элиодоро

Эту комнату Юлия Рафаэль расписывал в течение двух лет. В сюжетах фресок присутствуют явные намеки на величие папского протектората. Первая фреска, украсившая правую стену, определила называние всей комнаты — «Изгнание Гелиодора из храма». На ней изображен Гелиодор, повергнутый на землю за попытку ограбления иерусалимского храма. Этот сюжет содержит намек на победу Юлия над иностранными завоевателями. Расположенная на левой стене фреска под названием  «Месса в Больсене» показывает сцену свершившегося в 12063 году чуда, когда священник, поставивший под сомнение доктрину Святого тела Господня, увидел кровоточащую гостию во время литургии.

Станца Делла Сеньятура

В Станце дела Сеньятура находятся самые гармоничные фрески. Рафаэль воплотил в них одну из гуманных идей Юлия II: абсолютная гармония христианской и античной культур, заключенная в поиске истины. Известнейшая из фресок — «Афинская школа». В ее центре находятся фигуры Аристотеля и Платона, которые ведут спор об истине. А в образах остальных философов Рафаэль заключил портреты некоторых современников: Браманте, Леонардо да Винчи, Микеланджело.

Станца дель Инчендио

Первоначально здесь располагалась столовая, но после оформления, завершенного при папе Льве X, он стал музыкальной комнатой. Все изображенные фрески возвеличивают папский престол. Например, на них показаны сцены из жизни предшественников папы — Льва III и Льва IV. Основные фрески были выполнены по эскизам Рафаэля и завершены его учениками. Самой известной из них является «Пожар в Борго», на которой отражено чудо, когда Лев IV смог погасить пламя пожара крестным знамением. При этом Рафаэль проводит параллели между чудом и бегством Энея из Трои.

Ottaviano San Pietro, Cipro Musei Vaticani

Время работы: понедельник-суббота с 9:00 до 18:00 (вход — до 16:00); последнее воскресение месяца с 9:00 до 14:00 (вход — до 12:30).

Необходимо специальное разрешение для Лоджии Рафаэля, Библиотеки Ватикана, Галереи надписей и Архивов Ватикана.