• Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
  • Ватикан
1 из 14
история

Ватикан появился как резиденция папы римского. Поэтому история Ватикана неотделима от истории церкви и Святого Престола. Около двух тысяч лет назад появились первые христианские общины. С того времени и ведется отсчет истории христианской церкви. Христианские общины находились в Риме, Галатии, Ефесе, Коринфе, Асии, Каппадокии, Галатии и Понте. В посланиях святых апостолов Павла и Петра присутствуют первые упоминания об этих общинах.

Император Юстиниан

Первые последователи христианской религии во II-III вв. н.э. преследовались римскими властями. Несмотря на это новая религия быстро распространялась и стала главной религией в Римской империи, победив митраизм. Эдикт о прекращении преследования христиан был издан императором Константином в 313 г. н.э. В 343 году Римский епископ был признан епископами западных районов, главой церкви. В это время столицей Римской империей был Константинополь, а Рим стал религиозной столицей. Первоначально у римского епископа было не больше полномочий, чем у других епископов. Так же, как и другие, он был духовным лидером общины, был ее представителем во внешнем мире, управлял имуществом. Впоследствии римские епископы выделились в руководящую верхушку церкви благодаря возможности контролировать финансовые ресурсы. Количество последователей христианской религии постоянно увеличивалось. Становилось необходимым общее руководство сторонниками новой религии. Решение сделать главой всех христиан римского епископа позволило эффективно руководить верующими, имуществом, распространять религию среди язычников, бороться с уже появляющейся в то время ересью. В 6 веке римский епископ получил титул папы и понтифика («строителя мостов»). Прежде титул понтифика присваивался римским жрецам.

Тяжелый этап в истории церкви относится к периоду падения Римской империи. Византийский император Юстиниан завоевал Италию в 6 веке, но он не стал менять структуру церкви. Позже начался период лангобардского правления. Живший в период лангобардского завоевания, папа Григорий I Великий (понтификат 590-604 гг.) в своих трудах писал: «Если жнецу не суждено жить, зачем снимать жатву? Каждый поймет, сколь мало ему было нужно, когда окинет взором течение своей жизни». Папа Григорий I оказывал посильную помощь римскому народу, но для папского престола власть лангобардов, исповедующих язычество, несла угрозу.

В начале 8 века папство возлагало особые надежды на франков. В этот же период начался раскол между католической и православной церквями. В 750-х гг. король франков Пипин Короткий после двух удачных походов выгнал лангобардов и передал власть папству. Франкский король признал папу правителем папского государства, «наследия святого Петра». Чтобы окончательно закрепить папскую власть и право на владение землями, «возвращенными» Пипином Коротким, был сфабрикован «Константинов дар». Согласно этому документу, папство получило власть над Римом и окружающими землями от римского императора еще в 4 веке. В 800 году папой Львом III франкский король Карл был коронован императором. Западная Римская империя был восстановлена в 10 веке. Во главе государства стал Оттон I Великий из Саксонской династии. Императоры легко меняли пап, а папы стремились подчинить себе светскую власть.

Эпоха крестовых походов

Папа Григорий VII (1073-1085 гг.) в трудах писал: «Господь мне сказал: «Мое имя Обычай», то есть прошли времена грубой силы и власти феодалов. В 1059 году был издан указ, в соответствии с которым папы избирались кардиналами. Отныне ни феодалы, ни король не влияли на избрание папы. Церковь перестала зависеть от светской власти. В 1077 году Генрих IV был вынужден просить прощения у папы Григория VII на коленях («хождение в Канносу»), что стало ярким примером борьбы между светской и церковной властью.

В 1054 году представители церкви Византийской империи и папской миссии вели переговоры по ряду вопросов, особенно это касалось разногласий о Святой Троице (Филиокве). Переговоры не увенчались успехом, и Папа Римский отлучил от церкви патриарха. Результатом стал Великий раскол, была создана автокефальная православная церковь. Предпосылками Великого раскола стало развитие в разных культурных руслах обеих частей Римской империи. Восточная христианская церковь называлась православной (правильно славящей Бога), а западная — католической (от греческого «католикос» — всеобщий). За всю историю было немало попыток примирить и объединить эти два течения в христианской религии. Все они остались безрезультатными.

Папа Урбан II (1088-1099 гг.) 18 ноября 1095 года для решения церковных проблем созвал епископский собор в Клермоне. При завершении собора при огромном количестве народа папа произнес речь, дошедшую до наших дней в сочинении Фульхерия Шартрского. «Возлюбленные братья! Наш самый главный долг — предоставить нашим восточным братьям столь часто обещаемую и столь необходимую им помощь. На христиан напали турки и арабы и все больше углубляются в их страну. Они семикратно одержали победы в сражениях, они убили и захватили в плен многих христиан, они разоряли земли и разрушали церкви. Если вы и сейчас не воспротивитесь этому, верные слуги Божьи на Востоке не способны будут противостоять их напору. Поэтому у меня к вам просьба, и даже не от меня, а от самого Господа, который устами глашатая Христова обращается к вам и увещевает, будь вы богаты или бедны, не медля изгнать это гнусное племя с земли, где проживают ваши братья… В случае, если те, кто отправится в этот поход, погибнут на суше или на море, либо в битве против язычников, им отпустят все грехи; властью, данною мне Богом, торжественно вам это обещаю».

Этим выступлением была начала эпоха крестовых походов, которая продолжалась до XIII в. Первые рыцарские ордена — иоанниты, тамплиеры и Тевтонский орден возникли в Святой земле в XII в. Эти ордена были духовно-рыцарскими, так как их члены старались сочетать образ жизни рыцаря и монаха: давался обет безбрачия, бедности и послушания. Папа признал эти ордена самостоятельными сообществами монахов, которые признали его верховную власть над собой и не стали подчиняться местной власти.

Эпизод франко-прусской войны

В 1303 г. посланник короля Франции Филиппа Красивого дает пощечину папе Бонифацию VIII в Аланье. К этому периоду церковь находилась в плачевном финансовом состоянии. Король Франции вынудил приемника Бонифация VIII переместить резиденцию из Рима в Авиньон. Началось время «авиньонского пленения пап», которое продолжалось с 1305 по 1376 г. Наследника Климента V избирали так долго, что французский король был вынужден замуровать в монастырской церкви кардиналов, заставив их в самое короткое время избрать папу. С тех пор осталась традиция — замуровывать коллегию кардиналов, которая избирает папу, то есть — конклав (в переводе с латинского языка — «под ключом»). Данная традиция существует и сейчас.

В XVI в. для католической церкви произошло очень важное событие: Св. Игнатий Лойола основал «общество Христа» или орден иезуитов, являющийся одним из самых могущественных, и сохраняющий основные позиции в церковной жизни по сей день. Во времена европейских колониальных захватов и войн иезуиты играли важную роль, занимаясь проведением агрессивной, экспансионистской политики римско-католической церкви в Африке, Азии, Латинской Америке. С VIII в. римские папы получили право на управление Римом и землями, расположенными вокруг него, в результате чего они несколько столетий были не только духовными владыками, но светскими государями.

Ситуация изменилась только в XIX в., в период франко-прусской войны (1870-1871 гг.). Тогда из Папской области ввели французскую папскую гвардию. В сентябре 1870 г. артиллерия гарибальдийцев произвела несколько залпов, и эта область перестала существовать как самостоятельное государство. Столицей Италии стал Рим, и вместе с Папской областью он был включен в состав итальянского государства. Тогда высочайший престол занимал папа Пий IX, который объявил себя «узником Ватикана» и, не признавая нового государства, требовал вернуть ему светскую власть.

Не менее важным событием XIX в. в жизни римско-католической церкви является Первый Ватиканский вселенский собор (1870 г.), на котором приняли догматы о телесном воскрешении Богоматери и непогрешимости (именно так перевели на русский язык термин «infallibilitas», который означает, скорее, не личную непогрешимость, а безошибочность догматических и церковных постановлений папы) папы, а также создали и опубликовали «Силлабус» или «Список современных заблуждений». Этот список должен был прекратить споры о возможности церкви иметь во владении земли, деньги, компании.

«Силлабус» содержал такие пункты: «…церковь в своей деятельности не должна использовать насилие и обладать светской властью (заблуждение XXIV), у церкви нет естественного и законного права приобретать и владеть земными благами (заблуждение XXVI), папа должен примириться и прийти к согласию с прогрессом, либерализмом и современной цивилизацией (заблуждение XXX)» и т.д.

Светская власть для пап была восстановлена в XX в., но ее масштабы были ничтожны. Договор с фашистским лидером Муссолини (Латеранский договор) был подписан 11 февраля 1929 г. папой Пием XI, но подпись ставил не лично он, а уполномоченный кардинал Гаспарри. Результатом заключения данного соглашения стало появление на политической карте мира нового государства-города — Ватикана, площадь которого составила 44 га. Кроме этого, загородная резиденция папы — Кастель Гандольфо и еще 20 дворцов, находящихся на территории Рима, получили права на экстерриториальность. В договор был включен конкордат, являющийся регулятором отношений церкви и государства Италии.

Конкордат давал церкви исключительное право руководить духовенством и судить представителей духовного сословия. Фактически, служители церкви были признаны Италией подданными Ватикана.

  ХРОНИКА ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ С 1939 ГОДА  

С апреля 2005 года папой римским является Бенедикт XVI.

С 1978 г. по 2005 год Ватикан был управляем папой Иоанном Павлом II. До него на престоле побывали 3 римских папы: Пий XII, Иоанн XXIII, Павел VI.

Иоанн Павел II

После смерти Пия XI, 12 марта 1939 г., престол занял бывший статс-секретарь и фаворит Пия XI — кардинал Эудженио Пачелли, нареченный Пием XII. Большинство современников видели в нем прямого приемника Акилле Ратти (Пия XI), открыто называя его «престолонаследником», «кронпринцем» и «дофином». Сам Эудженио Пачелли был выходцем из знаменитого по всей Италии «черного» клана, члены которого не одно столетие служили папскому двору. Пачелли уже в XIX в. занимали в Ватикане немало высоких должностей. Под покровительством могущественного кардинала Катерини, Марк Антонио, дед Пия XII, стал в Папской области министром финансов и занимал эту должность все время правления папы Григория XVI (1831-1846 гг.), а при папе Пие XI он занимал несколько высоких постов. Он принимал участие в «трибунале десяти», преследовавшем участников Римской республики, позже он был заместителем министра внутренних дел в правительстве Ватикана. Марк Антонио Пачелли в 1861 г. создал действующий по настоящее время официоз «Оссерваторе Романо». Двое его детей — Эрнесто и Филиппе тоже были знамениты: первый был видным банкиром в Ватикане, основал «Банк ди Рома», второй — известным адвокатом на ватиканских трибуналах. У Филиппе было два сына — Франческо, взявший пример с отца и ставший адвокатом, и Эудженио, ставший папой Пием XII. Эудженио избрал церковный путь в конце XIX в. во время правления Льва XIII. С самого начала служения он снискал доверие церковного начальства и немалые привилегии.

В 1901 г. Эудженио Пачелли занимает в статс-секретариате должность референта. Вступив на этот весьма скромный пост, он сразу привлекается к выполнению важных поручений. В  1901 г. его командируют в Англию, чтобы принести Эдуарду VII соболезнования по поводу смерти королевы Виктории. В 1908 г. он едет в Лондон на евхаристический конгресс для сопровождения кардинала Мерри дель Валя, а в 1911 г. он становится главой ватиканской делегации на коронации Георга V. В 1913 г. Пачелли исполняется 37 лет, и папа Пий X избирает его заместителем секретаря управления церковных дел статс-секретариата. Спустя год он становится секретарем этого управления. Бенедикт XV назначает его нунцием в Мюнхен 20 апреля 1917 г. и в это же время дает ему епископский сан. Конкордат с Баварией подписан Пачелли в 1925 г., а с Пруссией — в 1929 г. После Латеранского соглашения, папа Пий XI возводит Пачелли в кардиналы, а немногим позже назначает его статс-секретарем. После назначения, Эудженио Пачелли много путешествовал в качестве статс-секретаря, это увеличило его популярность и давало дополнительные шансы на папский престол.

Во время правления Пия XII мир был в преддверии Второй Мировой войны, и новый папа должен был разрешить ряд сложнейших вопросов по отношению Ватикана к острым мировым проблемам. Самыми главными были проблемы отношения к фашистским режимам и войнам в Испании.

Папа Пий XII

Прожив в Германии 12 лет, понтифик научился хорошо разбираться во внутренней политике этого государства. Он лично знал Гитлера и четко видел цели, намеченные нацистами. Однако Ватикан был обязан как независимостью, так и финансовым благополучием Муссолини. Диктатор выдал Ватикану огромную сумму в 1750 млн. лир (90 млн. долларов) в качестве возмещения убытков, которые Ватикан понес в результате его ликвидации как отдельного папского государства и присоединения к территории Италии. Тем самым Муссолини спас "Банк ди Рома", который чуть не обанкротился в результате неудачных сделок в период после Первой Мировой войны. В то время этот банк находился под контролем Института религиозных дел Ватикана.

Чтобы распорядиться этими деньгами создается специальная администрация Св. престола, которую возглавил финансист Бернардино Ногара. Он же представляет интересы Ватикана в различных финансовых организациях: банки "Санто Спирито", "Институто Итальяно ди Кредито Фондарио", а также акционерные общества  "Сочьета Итальяно пер ле Страде Феррате Меридионали" (железная дорога), "Монтекатини" (химические предприятия), "С.А. пер ле Кондотте д, Аква" (городской водопровод), "Институто Романо ди Бени Стабили" (недвижимость), и т.д. Помимо этого Ватикан финансово заинтересован в страховых компаниях, а также в компаниях, производящих пластмассу, электричество, питьевую воду, смолу, бумагу. Три базовых организации в римской курии заведуют финансовым развитием и экономической деятельностью: это Институт религиозных дел, потом Специальная администрация и Управление имуществом Св. престола.

В связи с этим директор американского Института современных методов промышленного руководства, исследуя в 1955 г. финансовые учреждения курии, отметил, что финансовая организация Ватикана столь разнообразная и разветвленная, как в Английском банке.

Все вышеуказанные финансово-экономические образования, а также организации, занимающиеся политическими и церковно-административными делами, находятся в ведении папской курии. Церковно-административные учреждения включают в себя: консисториальную конгрегацию (ведает назначением епископов и церковной иерархией), конгрегацию таинств (в ее ведении находится механизм церемоний), конгрегацию монашеских орденов, конгрегацию церковных соборов, конгрегацию обрядов (занимается провозглашением святых и блаженных), конгрегацию церемониала, конгрегацию семинарий и университетов, конгрегацию собора Св. Петра (управляет собором Св. Петра). Среди политических органов можно назвать: статс-секретариат, куда входит конгрегация чрезвычайных церковных дел, отдельная комиссия по делам России («ПроРусия»), и конгрегация «святой канцелярии», называемая обычно инквизицией, конгрегация Восточной церкви и конгрегация «Пропаганда веры». Трибуналы курии: пенитенциарий, продающий индульгенции; трибунал сигнатуры, трибунал святой "роты". В папскую курию входят канцелярии и комиссии, в том числе, апостольская канцелярия (формирует энциклики и официальные документы), секретариат писем государям, апостольская датария, папская комиссия для государства Ватикан (по сути, высший административный орган государства) и т.д. Большая часть этих учреждений создавалась в эпоху средневековья преимущественно для добывания денег. Церковь нкогда не считала зазорным использовать самые сомнительные варианты добычи денег. Так, например, даже сегодня продаются индульгенции, с той разницей, что покупатели чаще воспринимают их как сувенир, чем как грамоты, необходимые для спасения души. Однако священники, как и прежде, произносят торжественную клятву, в которой говорится: «Утверждаю, что Иисус Христос наделил церковь властью предоставлять индульгенции, и что их употребление приносит христианам огромную пользу».

Фашисты Италии, захватившие власть в 1922 г. сумели договориться с руководителями римской католической церкви. По поводу избрания папы Пия XI (Акилле Ратти) в газете «Пополо д` Италия» были напечатаны фразы Муссолини о том, что Ратти довольно популярен в Италии, и не только в духовном, но и в светском мире, и что отношения между Ватиканом и Италией при папе Пие XI улучшатся. В 1931 г. папа Пий XI создает энциклику "Quadro gesimo anno", в ней он предаёт анафеме коммунизм. Общая ненависть к коммунизму, межклассовому сотрудничеству и демократии, а также ряд взаимных уступок привели к тому, что руководство Ватикана и фашисты стали испытывать друг к другу обоюдные симпатии. Пий XI произнес, что, конечно, Муссолини не Наполеон и, даже, вполне возможно, не Кавур, но никто, кроме него, не сумел понять, что его стране нужно, для выхода из анархии, в которой она оказалась из-за бессильного парламентаризма и трех лет войны. Заключение в 1933 г. папой Пием XI конкордата с Гитлером общественность восприняла не иначе, как союз Ватикана и нацизма.

Адольф Гитлер и Бенито Муссолини

Римской курией был освящен и даже признан официально идолопоклоннический режим. Так, в «Фелькишер Беобахтере» было заявлено прямым текстом, что подписание конкордата стало несомненным признанием нацистского режима Ватиканом и папой, причем курия поддерживает это решение самим присутствием своих дипломатов в Берлине.

Когда в 1939 г. в Испании к власти пришли франкисты, папа Пий XII радостно приветствовал их. В речи, произнесенной по радио 17 апреля 1939 года, видна особая восторженность понтифика. «С великой радостью мы обращаемся к Вам, дражайшим сынам католической Испании, дабы поздравить Вас по-отечески с благословенным миром и победой, которыми увенчал Вас Господь… В залог безграничной милости пречистой девы и апостола Иакова, покровителей Испании, и великих святых мы даруем Вам, дорогим нашим сынам католической Испании, главе государства и его прославленному правительству, ревностным епископам и самоотверженному духовенству, а также всем верующим свое апостольское благословение». Это не могло не способствовать подписанию Латеранских соглашений. Однако вскоре стало понятно, что диктатура фашизма, его антидемократизм несовместимы со свободным существованием иных идеологий и убеждений. У фашистов может быть одна и только одна религия — фашизм. Муссолини категорически заявлял, что их народ не допустит, чтобы воскресли организации и партии, которые были уничтожены навсегда. Каждый знает, что фашистский режим, когда он вступает в бой, ведет этот бой до конца и позади себя оставляет пустыню. Фашистское государство может быть католическим, но оно — фашистское, более того, оно по своей природе исключительно фашистское. Католицизм его может только дополнять, и об этом утверждалось открыто, как говорится, выложив на стол все карты.

Народная партия, буржуазные партии «пополяри», не выказывали открыто своего негативного отношения к итальянскому правительству и его политике, но и не сотрудничали с ним. Власти, в свою очередь, подвергли репрессиям организации "Католического действия". Пий XII предпринял попытку отдалиться от правительства Муссолини, разорвать с ним отношения, увидев свою ошибку, ему это не удалось. Нацисты крепко держали его в своих объятиях, как в тисках. Ватикан выжидал. И на протяжении всей второй мировой войны планировал оказаться среди победителей, будь то союзники, или коалиция фашистских государств. После захвата Югославии, Польши и Хорватии папа не проронил ни слова. Защитники Пия XII списывали отсутствие реакции на его неосведомленность. Однако Ватикан был знаменит самой развитой к тому времени разведывательной сетью, и подобная неосведомленность выглядела, по меньшей мере, наивной.

В 1943 г. наступает перелом в ходе Второй Мировой войны, и римская церковь пытается реабилитироваться в глазах общественности. Пий XII начинает развивать бурную дипломатическую деятельность. Известны его контакты с дипломатами Соединенных Штатов Америки, и высказывания его опасений президенту Рузвельту по поводу союза СССР и США. Личный секретарь Пия XII, немецкий иезуит Роберт Лейбер, в 1964 г. писал, что ни на один миг Пачелли не мог забыть о страшной опасности коммунизма. Можно найти массу свидетельств, подтверждающих этот факт. С июня 1944 г., после того, как Рим был занят союзниками, чьи высшие военные деятели и руководители приходили к папе, он каждый раз не забывал их предостеречь, говорил, что Гитлер, да и сам национал-социализм представляют то, что они есть. Но это довольно скоро пройдет. Нужно обязательно помнить, что впереди ожидает намного более трудная и даже опасная цель — это будет борьба с коммунизмом. Ватикан продолжал уверенно держаться антикоммунистических позиций и довольно долго после окончания Второй Мировой войны, он даже вошел в антикоммунистический блок. Папа строго придерживался своей позиции, заявив, что он не приемлет деление мира на фашистов и антифашистов. Он руководствовался иной формулой: "За или против Христа".

Понтифики творят особые послания — энциклики, в которых они выражают свое отношение к вопросам науки, религии, культуры и прочим предметам. Папа Пий XII издал огромное количество энциклик. В одной из них "Humanigeneris" он осудил попытки научного толкования библии, в котором сказал, что если права наука, а религия ошиблась, то пусть будет хуже для науки, она должна быть отвергнута.

Эудженио Пачелли умер 8 октября 1958 г., поэтому стал вопрос о назначении нового понтифика. По мнению клерикалов, необходимо было назначить не " политического" папу, а " религиозного". В противном случае, в их понимании, у церкви — ретроградный курс.

Папа Иоанн XXIII

Спустя 11 туров голосования был выбран Анджело Джузеппе Ронкалли. Он являлся достойной кандидатурой во всех отношениях. Он назвался Иоанном XXIII, и это означало его игнорирование курса Пия XII. После пятилетнего нахождения на своем посту, Анджело Джузеппе Ронкалли изменил направление церкви, приспособив ее к современным условиям. Несмотря на то, что церковь создана еще во время феодального строя, он  эффективно направил ее работу в капиталистическое русло. По мнению иезуита Ломбарди: здание церкви было достаточно устаревшим и выглядело несколько допотопно. Поэтому необходима его генеральная реконструкция. Он считал, что нужно сохранить стены и даже отделочный материал, но сделать здание более удобным.

Созыв собора был необходим по причине того, что для множества верующих церковь потеряла авторитет. В основном это католические районы. Самыми "безбожными" являлись пролетарии. Они хотели возвратить в попечение церкви общественные организации клерикального толка, а также христианские профсоюзы.

Доминиканские монахи Даниель, Годен и Лёв во времена Второй Мировой войны стали зачинщиками движения священников-рабочих, причем это происходило с согласия церковной иерархии. Лёв считал, что священники должны были работать ровно столько же, сколько и рабочие, чтобы заработать людское доверие. Так как до начала совместной работы между народом и священнослужителями образовалась огромная пропасть.

Многие люди считают, что церковь поддерживает интересы богачей. Те священники, которые совсем недавно пропагандировали борьбу с рабочим движением в целях внести в народные массы христианское учение, на данном этапе стали активно участвовать в этом движении. По мнению священников, рабочий класс не имеет собственной организации и предоставлен самому себе. Они считают, что именно поэтому рабочие и не смогут победить врага, если тот вдруг на него нападет, а социальные доктрины, которые пытается вдохновить церковь, ведут к предательству народных масс и их законных интересов. Таким образом, Ватикан не принял и осудил подобное движение, а выпускаемый двухнедельник "Кензэн", который выражал мнение церковной оппозиции, — стал запрещенной книгой. 

Консервативные интегристы так и оставались на плаву в связи с тем, что с их мнением были согласны кардиналы римской курии, хотя модернистские настроения были довольно сильными. В энциклике «Materet magistra» папа осуждал колониализм. Он поддерживал модернистские взгляды и считал необходимым межклассовое сотрудничество. Подготовительные процессы длились довольно долго: около трёх лет, в течение которых были подготовлены документы (более 70 шт.) для обсуждения.

Первая сессия Второго Ватиканского собора была открыта в сентябре 1961 г. Она являлась самой многочисленной в истории по количеству присутствовавших на ней делегатов. Так, например, количество делегатов из Америки составило 932 человека, из Африки — 250 человек, из Азии — 256 человек, из Океании — 70 человек, из стран Европы — 849 человек. Общее количество составило — 2300 человек.

Папа Римский Павел VI

На сессии принимали участие 17 наблюдателей из некатолических христианских конфессий. В это количество входила и православная церковь. Огромное внимание уделялось вопросам, связанным со схемами «об источниках божественного откровения» и «о литургии». В процессе обсуждений интегристы потерпели поражение. Несмотря на то, что на этой сессии не было принято никакого решения, тем не менее, стали очевидны новые позиции делегатов.

8 декабря 1963 г. закончился первый этап этого собора. Анджело Джузеппе Ронкалли не смог принять участие на второй сессии, так как 3 июня он скончался. В связи с этим печальным событием вторую сессию перенесли на 29 сентября. Ее открывал новый папа — Павел VI. В его задачи входило произвести реформу в церкви, сделать так, чтобы христиане стали едиными. На этой сессии во многих вопросах победу одержали модернисты.

Церковь настаивала на объединении христианских церквей во главе с римско-католической церковью, что, естественно, не вызвало взаимопонимания между конфессиями. Вопрос был в обращении в католицизм некатоликов.

Следующим этапом стало принятие деклараций «О миссионерской деятельности», «О церкви» и «Об экуменизме».

Затем Ватикан возглавил папа Иоанн Павел II. Его еще называли Кароль Войтыла. Он приступил на пост еще в 1978 г. В истории это первый случай, когда понтификом назначен славянин. Он многое пережил, в том числе и оккупацию Польши во времена Второй мировой войны. Как и многие рабочие, он отдавал свои силы в каменоломнях.

Как церковный политик, он многократно высказывался по значительным проблемам современности. В своих трудах он цитирует Шекспира, Л. Фейербаха и К. Маркса.

После Второй сессии Ватиканского собора сильно изменилась позиция католической церкви. Она стала принимать активное участие в решении многих современных острейших проблем.

регионы