• Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
  • Вьетнам
1 из 31
история

Истоки Вьетнама скрыты в глубине времен, но более поздние летописные свидетельства раскрывают историю страны, постоянно страдавшей от гражданских войн и иноземных захватчиков. И эта увлекательная повесть — от вновь обретенной в 979 г. независимости (после 1000 лет китайской оккупации) до воссоединения в 1975 г. — демонстрирует постоянное стремление вьетов к свободе и автономии.

Принято считать, что вьеты научились возделывать рис и заселили плодородные земли современных китайских провинций Гуанси и Гуандун более 5000 лет назад. Их северные соседи китайцы хани оттеснили вьетов на юг. Там, в дельте Красной реки, вьеты под руководством вождя, провозгласившего себя Вьем Де («Красным императором юга»), основали королевство Ситькуи. С этим мифическим периодом историки соотносят первое размежевание с Китаем.

По легенде, правитель Ситькуи по имени Де Минь женился на горной фее, а их сын, Кинь Дыонг, взял в жены дочь Дракона — владыки моря. От этого союза на свет появился Лак Лонг Куан, считающийся первым вьетнамским королем. Ради мира с китайцами он женился на принцессе-фее Ау Ко, родившей ему 100 сыновей. Лак Лонг Куан послал жену с 50 сыновьями в горы, а сам с остальными детьми 50 остался у моря. Так зародился род вьетов, половина которого живет в горах, а другая половина — в дельте Красной реки. Своего старшего сына Лак Лонг Куан назначил королем кинь, или вьетов, дав ему имя Хунг Выонг. Он стал основателем легендарной династии Хунг — королей Ванлапга, чья резиденция Футхо находилась на левом берегу Красной реки, в 80 км северо-западнее нынешнего Ханоя. Многие исследователи соотносят древние бронзовые барабаны, найденные при раскопках в Северном Вьетнаме и южном Китае и традиционно приписываемые цивилизации Донгшон, именно с этой династией.

Эпоха королей Хунг

Согласно преданиям, 18 королей Хунг правили 150 лет. К III в. до н.э. Ванланг пришел в упадок. В 258 г. до н.э. Тхук Фан, правитель соперничающего королевства Аувьет севернее Ваилаига, низверг Хунгов и основал новое государство Аулак со столицей в Колоа близ Ханоя. Ученые считают его первым государством вьетов. Оно процветало при Тхук Фане, правившем под именем Ан Зыонг Выонг.

Китайское влияние

На протяжении веков развитие Вьетнама определялось его близостью к Китаю. В 207 г. до н.э. китайский военачальник Чьеу Да захватил Аулак и присоединил его к собственным землям в южном Китае. Столицей основанного им королевства Намвьет стал Фанью на территории современной китайской провинции Гуандун. Правление Чьеу Да положило начало почти 1000-летнему господству Китая над Вьетнамом — форпостом китайской цивилизации в Юго-Восточной Азии.

Намвьет был столь же вьетским, сколь и китайским. Хотя правящая династия Западная Хань (206 г. до н.э. — 9 г. н.э.) считала земли южнее Янцзы «задворками» цивилизации, китайские традиции с годами укоренились на местной почве. В 111 г. до н.э., когда преемники Чьеу Да признали власть императора У-Ди (пр. 141-87 до н.э.), королевство стало данником Западной Хань. С признанием владычества ханей земли вьетов стали китайской провинцией Зяоти. В первые века китайского господства не раз предпринимались попытки «китаизировать» вьетов, но большого успеха они не имели. Открытые для достижений китайской культуры — от образования до конфуцианства, даосизма и буддизма, они категорически отказывались стать частью Китая. Восстания и мятежи вспыхивали на протяжении всего правления китайцев.

В 40 г. н.э. две вьетские аристократки сестры Чунг возглавили первое и самое знаменитое восстание. Они объявили себя королевами независимого государства со столицей в Мелине. Но уже через три года хани восстановили контроль над мятежным регионом.

Несмотря на регулярные восстания, власть китайцев оставалась непоколебимой еще девять веков. К 679 г. Вьетнам стал придатком империи Тан (618-907 гг.) под названием Аннам («Тихий юг») со столицей в Тонгбине на берегах Красной реки, близ нынешнего Ханоя.

Создание Дайвьета

Тысячелетней оккупации положил конец 938 год, когда один из самых прославленных вьетнамских героев Нго Кюйен потопил китайскую флотилию, намеревавшуюся высадиться на берегу реки Батьданг близ Хайфона, воткнув в дно реки колья с железными наконечниками. После этой победы он провозгласил себя королем Дайвьета Нго Выонгом и перенес столицу из Дайла (крепости Тонгбиня) назад в Колоа — столицу первого вьетского королевства Аулак.

Фунань и чампа

Пока в дельте Красной реки вьеты испытывали влияние Китая, на юге возникли два королевства, тесно связанные с Индией, — Фунань и Чампа. Предтеча великой империи кхмеров, королевство Фунань было основано в дельте Меконга, предположительно, в I в. н.э. В период расцвета его влияние распространялось на большую часть Камбоджи и восточное побережье Таиланда. Основание Фунани приписывают купцу из Индии, который, по легенде, взял в жены дочь бога Нага (змея).

Во II-VI вв. правители Фунани богатели за счет торговли. Сохранились свидетельства того, что Фунань торговала с Китаем, Индией и даже Римской империей. Но к концу VI в. ее поглотило новое государство кхмеров — Ченла. Располагавшееся вдали от берега, оно реже подвергалось наводнениям и нападениям яванцев. Наследие фунаньской эпохи, увы, невелико. До наших дней дошли руины портового города Ок-Эо близ Ратьзя и несколько предметов, хранящихся в музеях Ханоя, Хошимина и Лонгсуена.

Первые упоминания о королевстве Чампа (Тямна, или Тьямпа) относятся к 192 г. н.э., когда на побережье центрального Вьетнама возникли поселения тямов — предположительно, выходцев с Явы. В пору расцвета тямы контролировали земли от Виня до дельты Меконга и вели морскую торговлю, поставляя рабов и сандаловое дерево. Около 800 г. н.э. Чампа ощутила угрозу со стороны набиравшего силу кхмерского королевства Ангкор и вьетской экспансии на юг. Со временем ситуация только ухудшилась, и в 1471 г. вьеты разгромили тямов. Королевство Чампа, сократившееся до небольшой полоски земли вокруг Нячанга, просуществовало до 1720 г., когда король и многие его приближенные предпочли бегство в Камбоджу сопротивлению наступавшим вьетнамцам.

Консолидация Давьета

В 945 г. Нго Выонг умер, и независимость вьетов снова оказалась под угрозой, поскольку власть поделили между собой соперничавшие феодалы. К счастью, в 968 г. самый влиятельный из них, Динь Бо Линь, объединил страну, дав ей название Дайковьет. Он взял титул Тьен Хоанг Де и положил начало династии Динь (968-980 гг.), а также восстановил отношения с Китаем, чтобы предотвратить дальнейшие вторжения. В 979 г. трон захватил Ле Дай Хань, основавший раннюю династию Ле (980-1009 гг.) и продолживший завоевание королевства Чампа.

Династия Ли

Первую полностью независимую вьетнамскую династию Ли (1009-1225 гг.) основал умный и храбрый Ли Тхай То. В 1010 г. он перенес столицу обратно в Дайла (Тонгбинь), дав ей название Тханглонг — «поднимающийся дракон». Тханглонг был столицей Вьетнама на протяжении 800 лет. В годы правления Ли Тхай То официальной религией стал буддизм, а в основу государственного управления было положено конфуцианство. При этой династии Вьетнам, хотя и оставался на культурной орбите Китая, на глазах набирал силу, превращаясь в самостоятельное государство с сильной центральной властью, налоговой системой, законодательством и профессиональной армией. Во главе страны стоял король — абсолютный монарх и посредник между Небом и Землей.

Династия Чан

Династия Чан (1225-1400 гг.) провела земельные реформы и защитила Вьетнам от посягательств воинственных монголов. В 1288 г. народный герой Чан Хынг Дао отразил нападение монголов во второй битве на реке Батьданг, применив тактику Нго Кюйена — воткнув в дно реки железные колья. Вьетнам продолжил экспансию на юг, захватив земли тямов до самого Хюэ.

Поздняя династия Ле

В 1407 г. Вьетнам захватили Мины, но в 1428 г. восстание Ламшон под предводительством Ле Лоя вынудило их уйти из страны. Китайцы признали автономию Дайвьета, и Ле Лой основал новую династию — Позднюю Ле (1428-1788 гг.). Его преемник Ле Тхан Тон в 1471 г. нанес сокрушительное поражение Чампе, отодвинув границу южнее Куинёна. К этому времени Вьетнам превратился в самое могущественное государство Юго-Восточной Азии.

Раскол нации

Расширяя влияние, династия Ле вызывала ярость местных феодалов. В 1527 г. трон захватил Мак Данг Зунг. А с 1539 г. реальную власть в стране поделили между собой два влиятельных семейства: Чинь и Нгуен. Раскол продолжался более двух столетий. Нгуены основали столицу в Хюэ, а дом Чинь царствовал в Тханглонге. При Нгуенах началось завоевание нижних земель Камбоджи и дельты Меконга. Было захвачено кхмерское поселение Прейнокор, позднее получившее имя Сайгон.

Влияние запада

В 1545 г. португальцы открыли во Вьетнаме первые европейские заводы. Вначале они помогали Нгуенам развивать литейное и оружейное производство, а позднее начали поддерживать и Чинь, получая доход от торговли пряностями. В XVII в. португальцев сменили голландцы, а вслед за ними пришли французы. В стране начали появляться христианские миссионеры, самый известный из которых — француз-иезуит Александр де Роде (1591-1660 гг.), обративший в свою веру тысячи местных жителей. За это Роде был выслан из страны, однако с тех пор французы начали проявлять повышенный интерес к этому богатому региону.

Триумф династии Нгуен

В 1788 г. Нгуен Ань вернулся на родину и с помощью французского миссионера Пиньо де Беэна (1741-1799 гг.) захватил Сайгон. После смерти Куанг Чунга, Нгуен Ань без труда победил Тэйшонов на севере страны. В 1802 г. он провозгласил Хюэ новой столицей, а себя — первым правителем династии Нгуен.

Захват страны французами

Нгуен Ань взял себе титул Зя Лонг, образованный от старых названий городов Хошимин и Ханой — Зядинь и Тханглонг, он и символизировал объединение Вьетнама. Этот сильный правитель умер в 1820 г.

Его сын Минь Манг (правил в 1820-1841 гг.) унаследовал не только трон, но и участие французов в делах Вьетнама. В отличие от отца, он не испытывал к ним благодарности. Напротив, он был настроен враждебно и даже издал несколько указов, запрещавших распространение католицизма. Его сын, Тхьеу Чи (правил 1841-1847 гг.), продолжил политику Маига, как и Ты Дык (правил 1847-1883 гг.), объявивший неофитов «глупцами, обманутыми священниками».

Подобные меры побудили французских империалистов предпринять «цивилизующую миссию», которая привела к потере независимости почти на 100 лет. В 1858-1859 гг., в ответ на казнь миссионеров, Франция оккупировала Дананг. Через два года она захватила Сайгон, а в 1865 г. вынудила Ты Дыка создать французскую колонию Кохинхину. К 1883 г. Франция контролировала всю страну, превратив Аннам (север) и Тонкин (центр) в протектораты. В том же году умер Ты Дык, и его преемники оказались обречены на роль марионеток в руках Франции, которая оккупировала Камбоджу и Лаос и в 1887 г. она создала Французский Индокитай со столицей в Ханое.

Колониальный период

Губернатор Индокитая Поль Думер (1897-1902 гг.) ссылался на Аннам, или «Тихий юг» VII века, говоря, что «когда Франция появилась в Индокитае, аннамиты были готовы к порабощению». История опровергла его слова, но вьетнамцы много лет страдали от французских поборов, государственной монополии на соль, алкоголь и опиум и принудительного труда. Плантации кофе и каучуконосов, богатые минеральные ресурсы Вьетнама приносили Франции огромную прибыль. Все изменилось в 1940 г., когда нацистская Германия оккупировала Францию и установила марионеточный режим «Виши». В Индокитае власти «Виши» вступили в сговор с прогерманской Японией, и на Вьетнам надели новое, еще более жестокое колониальное ярмо.

Национальное сопротивление

В начале XX в. во Вьетнаме зародилось сразу несколько освободительных движений. Революция 1911 г. в Китае вдохновила вьетов, и вслед за китайским Гоминьданом была образована Вьетнамская национальная партия (VNQDD). В 1930 г. французы отправили на гильотину председателя VNQDD Нгуен Тхай Хока и 12 его товарищей. В 1941 г. во Вьетнам вернулся Хо Ши Мин — архитектор вьетнамской независимости. Он основал Лигу борьбы за независимость Вьетнама, или Вьетминь. В марте 1945 г., перед лицом очевидного поражения в Мировой войне, Япония перехватила бразды правления у режима «Виши». Но Хо Ши Мин и его войска уже частично освободили север страны и стремительно приближались к Ханою. 15 августа 1945 г. японцы были окружены, а 2 сентября на ханойской площади Бадинь Хо Ши Мин была провозглашена независимость Вьетнама.

Первая индокитайская война

После освобождения Франции от немецкой оккупации, Шарль де Голль и высшие военные чины решили восстановить власть в Индокитае и ввели войска во Вьетнам. Это привело к восстанию в Ханое в 1946 г. и началу 1-й Индокитайской войны. Оставив свой оплот, Вьетбак, войска Вьетминя под командованием Во Нгуен Зяпа вынуждены были отступить, пожертвовав значительными территориями. Французы вернули себе Ханой, Сайгон и большинство крупных городов, но так и не победили.

В 1946 г. Хо Ши Мин предупреждал французов: «Вы можете убить десять моих людей за каждого вашего солдата. Но даже при таком раскладе Вы все равно проиграете, а я — выиграю». В 1954 г. Вьетминь нанес французам окончательное поражение в битве при Дьенбьенфу. Однако США, на 80% финансировавшие французскую армию, уже не могли остановиться — и многострадальная страна стала ареной новой войны.

Предпосылки вьетнамской войны

В 1954 г. прошла Женевская конференция, на которой Франция, Великобритания, США и СССР решили разделить Вьетнам по 17-й параллели вплоть до всеобщих выборов 1956 г. Но эти выборы так и не состоялись, и страна осталась разделенной. На севере, в Демократической Республике Вьетнам утвердился коммунистический строй с Хо Ши Мином во главе и столицей в Ханое. А на юге была образована Республика Вьетнам, возглавляемая проамерикански настроенным католиком Нго Динь Зьемом. Ее столицей стал Сайгон.

С 1954 г. США оказывало поддержку Южному Вьетнаму под руководством президента Зьема. При Зьеме подвергались гонениям коммунисты и буддисты, а в Северном Вьетнаме преследовали католиков. Страна, сотрясаемая раздорами, представляла собой отличный плацдарм для вторжения США. Северный Вьетнам заручился поддержкой Китая и СССР, и в 1960 г. был сформирован Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (НФОЮВ), или Вьетконг, ставивший себе целью воссоединение страны. В 1960 г. американские военные советники прибыли на юг, положив начало 15-летней войне, называемой во Вьетнаме «американской», а в Америке — «вьетнамской».

Воссоединение и изоляция

После сокрушительной победы Севера в 1975 г. и смерти Хо Ши Мина, Генеральным секретарем Компартии Вьетнама становится Ле Зуан. Именно его доктринерская политика определила события следующего десятилетия.

В июле 1976 г. Вьетнам был официально объединен в Социалистическую Республику Вьетнам. Спустя шесть месяцев, на IV Съезде Коммунистической Партии было принято решение о принудительной коллективизации промышленности, торговли и сельского хозяйства Юга. Бывших правительственных чиновников ждало суровое наказание, многие были надолго сосланы для «исправления» в отсталые приграничные районы. В результате тысячи опытных и образованных служащих оказались отстранены от дел. В довершение Сайгон переименовали в Хошимин — жители Юга так до конца и не привыкли к новому названию. В Тёлоне и по всему югу страны преследование торгового сословия привело к упадку коммерции, что рассердило Китай, контролировавший местную торговлю. К 1977 г. огромное число беженцев, прозванных «лодочниками», уехали за границу, еще более подорвав трудовые ресурсы. А введенное США в 1975 г. эмбарго ускорило распад вьетнамской экономики.

Ситуация ухудшилась и внутри региона. В 1976 г. Демократическая Кампучия Пол Пота (режим красных кхмеров в Камбодже) при поддержке Китая предприняла атаку на Вьетнам. Вьетнам ответил подписанием договора о безопасности с Советским Союзом в 1978 г. и свержением Пол Пота. В начале 1979 г. китайцы вторглись на север Вьетнама и разрушили несколько крупных городов, но потом покинули страну. Ханой, ненавидимый Китаем и большей частью западных стран, был вынужден укрепить союз с СССР. В начале 1980-х гг. Вьетнам, пребывавший в нищете и изоляции, был близок к экономическому краху.

Обновление

Смерть Ле Зуана в 1986 г. ознаменовала начало перемен. Лидером Коммунистической Партии стал южанин Нгуен Ван Линь. На VI Съезде был принят закон об экономических реформах — дой мой, открывший путь к экономическому и социальному обновлению под эгидой Компартии.

Либерализация страны ускорилась с распадом СССР и окончанием «холодной войны» в 1991 г. Вьетнам потерял союзника и финансового покровителя, он был вынужден восстановить отношения с Китаем и сблизиться с Западом.

Результатом стало снятие торгового эмбарго в 1994 г. и восстановление дипломатических отношений с США. В том же году Вьетнам стал полноправным членом Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН). А в 1997 г. на посты президента и премьер-министра были выбраны, соответственно, Чан Дык Лыонг и Фан Ван Кхай, продолжившие путь экономических реформ.

Возрождение

Рубеж веков стал для страны поворотным моментом. Приезд Билла Клинтона в 2000 г. явился индикатором налаживания отношений между двумя бывшими врагами. В 2001 г. за этим последовала нормализация торговых отношений между Вашингтоном и Ханоем. Компартию возглавил модернизатор Нонг Дык Мань. Он обещал избирателям приложить все усилия для обеспечения дальнейшего экономического роста страны и борьбы с коррупцией.

В июне 2006 г. на пост премьер-министра был утвержден Нгуен Тан Зунг. Самый молодой премьер-министр страны стал и первым лидером послевоенного Вьетнама, не участвовавшим в борьбе за независимость. Он пообещал бороться за «устойчивое развитие и ликвидировать экономическое отставание». Все указывает на реальность этой задачи.

Вьетнам демонстрирует небывалые экономические успехи, уступая на этом поприще только Китаю. Правительство Вьетнама отказалось от социалистической экономики в пользу рыночного капитализма. Правда, разрыв между уровнем жизни города и деревни еще очень велик, а некоторые правозащитники обвиняют Ханой в преследовании оппозиции и религиозной нетерпимости. Тем не менее, большинство вьетнамцев имеют больше прав и свобод, чем их предки на протяжении всей истории этой многострадальной страны.