3 885

Зимняя Абхазия прекрасна тем, что на экскурсиях вокруг тебя не снуют туда-сюда толпы туристов. Спокойно ходишь, рассматриваешь и наслаждаешься великолепием природы.
            Слышали про такое озеро в горах Абхазии – Рица? А я не только слышал, но и видел.

Большая Рица и маленькие лепешки.

Посмотреть на него мы поехали на третий день пребывания в стране. Прошлись пешком от нашего пансионата до главной дороги и стали думать: на чем поедем дальше? К нашему счастью около магазина, находившегося неподалеку, стояла пассажирская газель. Спросили у водителя, за сколько до Рицы довезет, и как-то удивились озвученным цифрам. Сначала предложил за 700руб. с человека, но сошлись на 500. Потом мы всё-таки решили, что это нормальная цена за водителя и гида в одном лице. Абхаз не только довез нас до нужного места и ждал пару часов, пока мы нагуляемся, но и останавливался по пути, чтобы рассказать о других достопримечательностях. В общем, отработал оплату до последнего рубля. Кстати, здесь проблем с «такси» нет – встал на дорогу, поднял палец вверх, и первая остановившаяся машина умчала тебя в желаемом направлении. Для всех местных жителей туристы – это хлеб,  а от редкого хлеба зимой никто не откажется.
От нашего городка путь до Рицы неблизкий – 40км (трудно представить, что кто-то туда пойдет пешком). Последние 20км мы ехали по серпантину (водитель, кстати, шустрый оказался). Первым пунктом, на котором остановился наш самопровозглашенный гид, стал водопад «Девичьи слезы».  Выглядит он примерно так: пологая стена, сквозь которую просачиваются капли воды. Из нее же торчат ветви, на которые путешественники повязывают ленты «на счастье». Проезжаем еще несколько километров и водитель знакомит нас с озером «Малая Рица». Оно похоже на какой-нибудь маленький пруд, в озере находится кусочек суши с пальмами (не сомневаюсь, что каждый приезжий норовит сфотографироваться там – знаем, пробовали).
 Наш дружелюбный водитель не забыл предупредить нас и об «опасностях», которые встречаются по дороге. Собственно, вот что он посоветовал категорически НЕ делать: не покупать вино и мёд у торговцев, палатки которых расставлены на длинном пути к чуду природы. А ведь они пытались нам продать свой товар.
            За «Малой Рицей» следует еще один водопад – «Мужские слезы». У того, кто придумал ему название, должно быть, отличное чувство юмора. Выглядит водопад примерно так: со скалы несётся огромной поток воды и с невероятной силой разбивается о камни. Вот там мы как раз и промочили всю обувь. Будьте осторожны, когда полезете фотографироваться на глыбу рядом с водопадом.           Всю дорогу мы ехали как по «коридору» – загадочному, с высоченными каменными стенами. И вот спустя 40км мы подъехали к пункту назначения.

Большая Рица и маленькие лепешки.

Озеро Рица представить очень сложно. Оно окружено горами и имеет какой-то необъяснимо-загадочный цвет, в зависимости от времени года он меняется. А бесшумная гладь похожа на огромное зеркало, в котором отражаются зеленые горы и чистейшее небо. Прямо какая-то нерушимая гармония воды, камня и воздуха. Кстати, кто-то из местных говорил нам, что температура в озере постоянная - 8 градусов, но по приезду домой я зашел в википедию и там ни о чем подобном не было сказано. Озеро как озеро, температура меняется в зависимости от времени года.
Рядом с Рицей есть пара кафе и подобие смотровой площадки. А слева идет дорога, которая так и манит пройтись по ней и посмотреть, что же там еще интересного? Мы, конечно, долго не думали, поддались сиюминутному желанию и отправились в долгую прогулку. Дорога эта была слишком длинная, поэтому в какой-то момент мы повернули обратно. Но один интересный поворот на ней всё-таки обнаружился – это путь к дачам. Там даже табличка есть, на которой написано, что на одной из них отдыхал сам Сталин и друзей привозил(ну вы понимаете, первых лиц государства и глав дружественных народов).
            Когда мы вернулись на место старта, заглянули в одно из вышеупомянутых кафе. Оно похоже на двухэтажный дом. Как оказалось, это и есть дом, где туристы могут снять комнату. Хозяйка мини-гостиницы встретила нас чаем с каким-то необычным лимоном и местными лепешками с сыром, которые при нас же и испекла. Она уже много лет работает там и трудится на благо туристов. Пока мы отогревались горячим питьем и уплетали по третьей лепешке, хозяйка рассказывала нам много историй про абхазцев, про войну с Грузией, про своего сына и русских отдыхающих. Не забудьте заглянуть к ней, если вам посчастливится побывать на озере, эти ее лепешки какие-то волшебные. До сих пор вспоминаю вкус и мечтаю поесть их снова.