Золотой шопинг-молл
3 211

Бывавшие за границей, знают, что в западных магазинах одежды и продуктов покупателю уделяется гораздо больше внимания, нежели в российских шопинг-моллах. В российском магазине не окажется любимых сигарет, найдётся только одна марка презервативов, а любимого пива не будет в наличии. Так мало разнообразия, так сложно среди рядов найти необходимый товар. Российские продавцы не заботятся о нашем эстетическом удовлетворении, в отличие от европейских, соревнующихся в нестандартности подходов и решений.
Людей давно не удивляют огромные размеры магазинов, если, конечно, они не растягиваются на весь квартал. Американский MACY’Sрасположен в 11 зданиях и занимает всю 151 West 34th Street в Нью-Йорке. Насчитывающий более 154 лет истории MACY’S находится в тройке самых больших в мире, наравне с южнокорейским и китайским шопинг-моллами. Он занимает 200 000 квадратных метров, в то время как Shinsegae centrum city department store и South China Mall растянулись более чем на 300 000 квадратных метров каждый.
Старейший магазин одежды первой линии Harrods в Лондоне относится к посетителям очень консервативно. Чтобы попасть в магазин, администрация просит соблюсти дресс-код: «Мы просим всех посетителей иметь только чистую и презентабельную одежду, а также соответствующую обувь во время пребывания в магазине. Посетители должны воздержаться от ношения одежды, демонстрирующей интимные части тела, или имеющей фотографии или надписи, а также воздерживаться от ношения шлемов в магазине». В частности, кодекс Harrods не допускает «лицо, входящее в магазин в бриджах, шортах, купальных костюмах, спортивных фуфайках, велосипедных шортах или иной спортивной экипировке. Запрещается ходить по магазину босиком или применять любые попытки личной саморекламы, которые могут оскорбить других пользователей». Внутри магазина сохранилась атмосфера прошлого века, в которую регулярно завозятся новейшие коллекции известных брендов.
Mall of the Emirates в Дубаи, открытый в 2005 году, кроме пятисот магазинов разноуровневых марок, имеет первый крытый горнолыжный курорт на Ближнем Востоке. Как внутри, так и снаружи он ничем не отличается от московского «Снежкома»: для любителей зимнего вида спорта открыто пять горнолыжных трасс, среди которых есть и «черные». Прозрачные стеклянные стены снежных спусков ярко контрастируют с видом за окном, где полыхает солнце, отсвечивая от остеклённых небоскрёбов. Даже зимой в Эмиратах стабильно держится тридцать градусов: создатели точно  поймали мечту арабов о прохладе во время нескончаемой жары.
Пригласил в другое измерение и канадский торговый центр в городе Эдмонтон — West Edmonton Mall. С 1981 года в центре здания одни посетители проводят время в крытом аквапарке и бассейне, в то время как за стенами другие совершают покупки в разнообразных магазинах.
Помпезный интерьер, высокие потолки, огромные пустые пространства. Построенный в 2001 году архитектором Ремом Колхасом бутик Prada в Нью-Йорке. Атмосферу склада спасают: пол, выложенный из дорогого дерева, и обои с фрагментами прежних коллекций Прады. На обои было потрачено много миллионов евро (в прессе цифры колеблются от 23 до 60). Журналисты, пишущие об архитектуре и дизайне, не могут сойтись на мнении, хороши ли конструкции Prada Epicenter простотой, или, наоборот, исключают из себя человека.
Сложно представить открытую на улице дверцу холодильника высотой с двухэтажное здание. Не менее трудно вообразить, для чего может служить фасад в виде огромной сумки Lady Dior для соответствующего магазина. Однако архитектура и дизайн всегда символичные, будь то храм или панельная коробка. Первый воплощает божественную иерархию, а вторая — идею всеобщего равенства. Торговые марки никогда ничего не организуют просто так, даже если это делается во благо посетителя.
За несколько месяцев до открытия магазина спортивных товаров Adidas в Амстердаме, по всему городу компания «разбросала» синие фирменные коробки, размером больше человеческого роста. Прогуливающаяся по улицам молодежь не оставила их без внимания, усаживаясь на них как воробьи и постоянно фотографируясь. Для такой рекламы не нужны слова и слоганы — через месяц в Амстердаме открылся такой же по виду магазин, быстро и легко замеченный жителями города. На коробке, в которую входили покупатели, была приоткрыта крышка, и виднелись белые шнурки — выглядела она вполне натуралистично. Такую же саморекламу использовала шведская IKEA, выставляя фирменные коробки на улицах Бруклина.
Торговая площадь может быть не нужна. В отличие от представительных магазинов в развитых городах, во множестве стран частная торговля развивается так, как это было много веков назад. Сложно определить, почему так происходит: то ли из-за недостатка образованности населения, то ли от лени, то ли от нежелания идти в ногу со временем.
Город под названием Banjarmasin в Южном Калимантане (остров Борнео) называют городом тысячи рек. Несмотря на водные преграды, страсть человека к торговле ничто не остановит. В его черте есть необычный базар, где торговцы в качестве прилавков используют собственные лодки. Подплывая к окнам домов или к людям на улицах, торговцы предлагают свежие бананы прямо на ветках, апельсины, лимоны, маракуйю.
Торг на Muara Kuin (это и река, и название базара) приветствуется, так как продавцы привыкли завышать цену. В последнее время возродилась традиция старой торговли — натуральный обмен. Когда покупатели обменивают сувениры и предметы на желаемые продукты, торговцы редко от них отказываются.
Так или иначе, сложно избежать шопинга при выезде за границу: это нужно мне, это — детям, а это — родителям.
Необычные подарки и находки — тема следующей статьи, а пока наслаждайтесь совершенством золотых клеток для привлечения Вашего внимания.
текст: Анастасия Новак
фото: Youroute.ru и Flickr.com

Золотой шопинг-молл
{{likesBlock()}}