Территория тибетского нагорья, занимающая 1 200 000 км², поражает гигантскими размерами.
На севере Тибета раскинулся просторный Джантанг, полный озер и кустарников. Однако люди и селения здесь встречаются довольно редко.
В южной части региона, отличающегося более мягкими климатическими условиями, проживает большая часть жителей Тибета (2,8 млн. человек). Большинство исторических и культурных достояний страны расположено именно здесь.
Таинственный дух Тибета обусловлен его географической обособленностью и удивительной религиозной культурой, основанной на буддизме, тесно переплетенном с обрядами древнейшей веры бон. В 1950 году Тибет насильно был объявлен частью Китая. Однако это не помешало ему сохранить старинный дух, культуру и ценности тибетцев, которые продолжают удивлять гостей этого региона.
В VII столетии буддизм распространился по Тибету и стал управлять почти всеми сферами жизнедеятельности тибетцев. Монастыри здесь выполняли двойную функцию: они были дворцами, административными сооружениями и школами. Административный аппарат Тибета был полностью представлен религиозными лидерами, которые опирались на феодализм, отрицая модернизацию. Именно такой подход стал причиной того, что XX век Тибет встретил без армии, светских школ и дорог, а образцом сложнейшей техники здесь было молитвенное колесо.
Буддизм в Тибете появился благодаря властителю Сонгстену Гампо (608-650 гг. н.э.), который стал буддистом, поддавшись на уговоры китайской и непальской жен. Именно он сумел собрать воедино разрозненные государства. Консолидации буддистов способствовал второй великий правитель Тибета Трисонг Детсен (742-803 гг.), который положил начало монастырю Самьэ и позвал сюда индийского учителя Падмасамбхаву. В VIII столетии здесь была реставрирована местная религия бон, вследствие чего буддизм оказался изгнанным, а на месте единого государства появились отдельные княжества. В XIII веке Тибет оказался под властью монголов, а в 1247 году верховный лама монастыря Сакья посетил монгольский двор и стал правителем Тибета. Спустя некоторое время, Цонгкхапа (1357-1419 гг.) создал школу желтошапочников. Именно последователи этого учения объявлялись Далай-ламами и правили Тибетом. Так продолжалось около 5 веков: каждый последующий Далай-лама объявлялся возрождением предыдущего.
В 1950 году Китай аннексировал Тибет, объявив его «освобожденным». В 1959 году здесь поднялось восстание, а 14-й Далай-лама (родился в 1935 году) нашел приют в Индии, где и сегодня считается главой тибетского «правительства в изгнании». За два десятилетия на Тибете было убито и умерло от голода более миллиона жителей, а свыше 600 священных храмов было уничтожено.
Правительство Китая изменило взгляд на религию, и Тибет испытывает духовный подъем. Большинство монастырей возрождаются и снова занимают прежние позиции. Несмотря на это, Далай-лама до сих пор продолжает обитать в Индии, так как его положение здесь остается под вопросом.
В центре Тибета находится старейший город Лхаса. Здесь можно найти исторический квартал, в котором возвышаются дворец Потала и храм Джокханг. Именно эти сооружения помогают понять, насколько тибетцы ценят свое культурное наследие. В любое время суток здесь можно увидеть паломников во время священной коры — обходов вокруг храма.
Основные земли региона покрыты пустынями. Средняя высота Тибета составляет более 4000 метров над уровнем моря. В зимнее время года столбик термометра опускается ниже нуля. В некоторых краях, где нет деревьев, для кремации трупов (а земля тяжела для совершения похорон) приняты небесные погребения, когда тело мертвого оставляют под открытым небом для грифов (хищных птиц). Для сдерживания роста численности населения введены такие обычаи как полиандрия (многомужество) и обет безбрачия священников.
Местные земли довольно скудны и сложны для земледелия. Одной из немногих удобных культур здесь является ячмень. Свыше 25% тибетцев продолжает вести кочевой образ жизни, перегоняя стада дзо — потомков яков и коров. Это животное дает жителям почти все, что нужно для нормальной жизни. Масло, полученное из молока яка, кочевники приучились использовать как при приготовлении чая, так и для поддержания огня в светильниках.
На Тибете мало дорог. Наиболее популярным маршрутом здесь признано шоссе Дружбы между Лхасой и непальской границей, проходящее сквозь Шигадзе, Гьянгдзе и монастырь Сакья. Лагерь, предназначенный для поднятия на Эверест, отделяет длительный и трудный путь.
Лхаса отлично подходит для знакомства с Тибетом. Легкий путь отделяет столицу от монастырей Дрепунг, Сера, Ганден и Тсурпху, но дорога до более удаленных озер Нам-Цо и Самьэ считается сложной.